Найти тему

#С 1 сентября 2023 года воспитатели детских садов будут по-новому проходить аттестацию: что нового и на что это повлияет?

Оглавление

С 1 сентября 2023 года воспитатели детских садов будут по-новому проходить аттестацию: что нового и на что это повлияет?

Новый порядок проведения аттестации педагогов ДОУ установлен Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196 (период действия с 1 сентября 2023 года по 31 августа 2029 года).

Что изменится?

Вопрос.

Вправе ли работодатель включить в список для проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности работника, выполняющего у данного работодателя педагогическую работу по совместительству?

Ответ.

Педагогические работники, осуществляющие педагогическую работу по совместительству, то есть у разных работодателей, в том числе в такой же должности, что и по основному месту работы, и не имеющие квалификационной категории, при работе по совместительству проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности на общих основаниях (пункт 1 Порядка аттестации), независимо от того, что аттестация по одноименной должности была проведена по месту основной работы. Необходимость и сроки проведения такой аттестации определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос

Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения такой аттестации?

Ответ.

Прохождение педагогическими работниками аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.

Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Вопрос

На какой срок устанавливается первая или высшая квалификационная категория в соответствии с новым Порядком аттестации? И есть ли срок действия у новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник»?

Ответ.

С учетом норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49) Порядком аттестации, утвержденным приказом № 196, не устанавливаются сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию.

Сроки действия квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» Порядком аттестации также не предусмотрены. При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 55 Порядка аттестации дифференциация в оплате труда с учетом указанных квалификационных категорий может осуществляться только при выполнении педагогическими работниками, которым установлены соответствующие квалификационные категории, дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.

Вопрос

В абзаце третьем пункта 31 Порядка аттестации определено, что проведение аттестации педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории по соответствующей должности осуществляется с учетом всестороннего анализа их профессиональной деятельности, проведенного специалистами. Критерии, на основании которых будет проводиться анализ деятельности, сформулированы в пунктах 35 и 36 Порядка аттестации. За какой период учитывать результаты деятельности педагогических работников? Будет ли предложен единый инструментарий для проведения всестороннего анализа, или каждый регион будет разрабатывать его самостоятельно? Педагоги, которые подадут заявления в июле-августе, уже должны будут аттестоваться по Порядку аттестации, с которым они не ознакомлены, или по Порядку аттестации, утвержденному приказом № 276?

Ответ.

Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории, которая будет осуществляться со дня вступления в силу приказа № 196, не предполагает периодичность ее проведения. Показатели, предусмотренные положениями пунктов 35, 36 Порядка аттестации, на основе которых устанавливаются квалификационные категории, служат также для всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников и применяются с учетом пункта 37 Порядка аттестации. Кроме того, аттестационные комиссии учитывают сведения, которые педагогические работники в соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации сообщают в своем заявлении в аттестационную комиссию. Срок рассмотрения заявлений педагогических работников в аттестационную комиссию в течение не более 30 календарных дней со дня их получения аттестационными комиссиями с принятием Порядка аттестации, не изменился. Не изменилась и продолжительность проведения аттестации (не более 60 календарных дней), определяемая для каждого педагогического работника индивидуально.

  • Сроки проведения аттестации

Обязательная аттестация для всех педагогов (раз в 5 лет) будет проводиться для подтверждения соответствия занимаемой должности внутри образовательной организации.

Обязательная аттестация после 3-х лет работы - для молодых специалистов.

От обязательной аттестации освободят воспитателей, отсутствовавших на работе по болезни более 4-х месяцев подряд, и пребывающих в отпуске по беременности и уходу за ребёнком до 3-х лет.

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

  • педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырёх месяцев подряд в связи с заболеванием.

Я перешла работать из одного учреждения дополнительного образования в другое. На новом месте работаю 4 месяца, и хочу подать документы на высшую категорию. Руководство говорит, что у меня пока ещё недостаточно документов для этого. Но у меня много достижений и выступлений с прежнего места работы. Могу ли пройти аттестацию?"

Ответ:

Педагогический работник может подать заявление на присвоение квалификационной категории независимо от продолжительности работы в конкретном учреждении. Аттестация на первую и высшую категорию является добровольной!

Но нужно учесть следующие условия:

  • совпадает ли должность на новом рабочем месте, со старым;
  • достаточно ли стабильных положительных результатов профессиональной деятельности на прежнем месте работы (документы заверяются руководителем прежнего образовательного учреждения);
  • если педагог обращается впервые в целях установления высшей квалификационной категории, то можно подать заявление только через два года после установления первой квалификационной категории.
  • Квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно
  • Получения высшей квалификационной категории

Педагогические работники теперь смогут подавать заявление на высшую категорию независимо от промежутка времени после получения первой категории. Раньше на высшую категорию подавали спустя 2 года после получения первой категории.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога, когда он претендует на более высокую квалификацию или должность.

Результаты, которые предъявляются на высшую категорию должны содержать динамику. В критериях учитывается динамика достижений учащихся за 2-3 года.

Следует обратить внимание, на важные отличительные критерии, которые предъявляются к высшей категории:

  • Транслирование инновационной деятельности педагога. И это не значит, что вы должны обязательно предложить свою инновацию или работать в каком-то экспериментальном проекте. Инновационная деятельность здесь может рассматриваться относительно ваших приемов и методов работы, которые именно для вас новые или для вашего коллектива, конечно лучше учитывать тренды в образовании.
  • Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса. В данном разделе можно кратко описать не только особенности вашей образовательной программы, но и созданный вами или в соавторстве методический продукт. Например, проект, сборники сценариев или мастер-классов, методическое пособие к вашим занятиям, видеоуроки и многое другое.

Третье: на высшую категорию можно аттестоваться без предъявления портфолио, имея победы в конкурсах профессионального мастерства на региональном уровне или получив ведомственные награды. (Перечень конкурсов определен в региональных нормативных документах)

  • Появятся новые квалификационные категории:

- Педагог-методист

- Педагог-наставник

Эти категории доступны только для педагогов с высшей категорий. К заявлению необходимо будет приложить ходатайство работодателя, которое характеризует деятельность педагога по совершенствованию методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации.

Дистанционная подача заявления

Заявления можно будет быть непосредственно в аттестационную комиссию, либо направлено по почте письмом с уведомлением о вручении или через интернет, в том числе через Госуслуги.

  • Сведения в заявлении

В заявлении надо будет указать сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности, об имеющихся квалификационных категориях, должность, по которой педагог желает пройти аттестацию. Кроме того, педагогические работники имеют право не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направить дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.

  • Решение аттестационной комиссии

По итогам аттестации, комиссия делает решение о соответствии или несоответствии должности, которое заносится в протокол, подписываемый членами комиссии и хранится вместе с представлениями и дополнительной информацией.

Срок действия категории

Срок действия первой и высшей категории в документе не прописан.

Значит можно сделать вывод, что квалификационная категория бессрочна. Раньше был срок действия 5 лет. Сразу хочу сказать, что на тех, кто аттестовался до 01.09.2023 года, этот порядок не распространяется. И по окончании срока указанного в приказе нужно будет проходить аттестацию.

Сколько ждать до высшей категории

Не нужно ждать два года после получения первой категории, чтобы подать заявление на высшую категорию.

Но следует понимать, что нужно показать результаты работы в период после получения первой категории. На мой взгляд, этот пункт был логичным. За три месяца или полгода невозможно показать динамику результатов. Я думаю, в первую очередь, этот пункт для тех педагогов, которые получили почетные грамоты или стали победителями профессиональных конкурсов.

Аттестация в упрощенном порядке

Педагогические работники, имеющие государственные награды, почетные грамоты, ведомственные знаки отличия, а также победители профессиональных конкурсов, проходят аттестацию в упрощенном порядке.

По этому пункту у меня возник вопрос: раньше в документе было прописано в межаттестационный период. То есть действие данных грамот было 5 лет. Могут ли педагоги аттестоваться в упрощенном порядке по старым грамотам? Будем ждать комментарий.

Истечение срока категории

На высшую категорию можно подать заявление после истечения срока первой, и вне зависимости по какой должности была получена первая категория.

За этот пункт я особенно рада, потому что сама за свою практику меняла педагогические должности и всегда начинала всё сначала. Теперь если был перерыв в работе или по какой-то причине потеряли первую категорию, то можно аттестоваться на высшую категорию. Конечно, если есть определенные результаты педагогической деятельности.

Оплата труда

Вводится понятие дифференцированной оплаты труда, с учётом установленных квалификационных категорий.

По этому пункту тоже у меня возник вопрос. По логике, человек с категорией должен получать больше, чем без категории. Я думаю, это будет скорее всего отражаться на окладах и конкретных надбавках за категорию. Итог нашей зарплаты зависит ещё от стимулирующих надбавок и педагогической нагрузки.

На мой взгляд, многие изменения в новом Порядке аттестации способствуют упрощению процедуры, и во многом продуманы в интересах педагогических работников. Но у меня остаётся один вопрос для размышления. Процедура аттестации для многих педагогов раньше была своего рода внешним мотиватором к развитию своего профессионального мастерства.

Следует отметить, что обязательной является аттестация на соответствие занимаемой должности, которая проводится в самой образовательной организации. Аттестация на первую и высшую квалификационную категорию - добровольная. (О некоторых правовых особенностях расскажу в следующих публикациях)

Исходя из предусмотренных приказом критериев для установления квалификационных категорий, определим некоторые направления подготовки педагогов в период между аттестациями.

Первая категория

Для установления первой квалификационной категории необходимо показать результаты по следующим критериям - в скобках указано чем наглядно подтверждается каждый критерий:

  1. Уровень освоения обучающимися образовательных программ: по результатам мониторинга в учреждении, по итогам внешней экспертной оценки (диаграммы, дипломы);
  2. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (дипломы, фотографии, продукт деятельности);
  3. Личный вклад в повышение качества образования: программно-методическое и ресурсное обеспечение (краткая аннотация к образовательной программе, методическим разработкам, проектам и т.п.);
  4. Совершенствование методов обучения и воспитания (фотографии, презентации, публикации);
  5. Трансляция в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (дипломы, выписки из протоколов педсовета, сканы публикаций и т.п.);
  6. Самообразование и темп повышения квалификации (сертификаты пройденных курсов, обучающих вебинаров, семинаров за последние 3 года);
  7. Общественное признание профессионализма участниками образовательных отношений (благодарственные письма, статусные отраслевые грамоты, отзывы родителей и т.п.)

Выступление на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования. Фото автора.

Высшая категория

Для установления высшей квалификационной категории помимо критериев установленных для первой квалификационной категории следует добавить:

  1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ о результатам мониторинга за 2-3 года, проводимого в учреждении и по итогам внешней экспертной оценки (диаграммы, дипломы);
  2. Транслирование в педагогических коллективах опыта экспериментальной и инновационной деятельности (дипломы, выписки из протоколов педсовета, сканы публикаций и т.п.);
  3. Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (фотографии, презентации, методические разработки, публикации);
  4. Участие в профессиональных конкурсах (дипломы).

Если в период между аттестациями выстроить четкий индивидуальный маршрут профессионального развития, согласно перечисленным критериям, то мы сможем в итоге наблюдать рост педагога, и соответственно высокие достижения учащихся.

Тест, готовы ли вы к аттестации?

Наличие достижений учащихся на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях

нет

менее 5

более 5

*

Разработана образовательная программа

нет

да, модифицированная

да, авторская

*

Разработано методическое сопровождение (сборник, проект, сценарии и т.п.)

нет

менее 5

более 5

*

Участие в конкурсах профессионального мастерства

нет

да (учрежденческий и районный уровень)

да (городской и выше уровень)

Трансляция в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

нет

да (опыт образовательной деятельности )

да (опыт инновационной деятельности)

*

Темп повышения квалификации (за последние 3 года)

нет

только курсы повышения квалификации

наличие курсов, стажировок, участие в семинарах

*

Наличие благодарственных писем, наград за профессионализм

нет

да (учрежденческий уровень)

да (городской и выше уровни)