Когда она ехала в экипаже по московским улицам, многие прохожие останавливались, почтительно кланяясь этой немолодой почтенной даме. Крестьяне снимали шапки, а женщины крестили уезжающий экипаж, прося Божьей помощи для княгини. И дело было вовсе не в высоком происхождении Софии Степановны. Она была тем человеком, который никогда не оставался равнодушным к чужим бедам. Нет, княгиня не сопереживала и не утирала слёзы, слыша о страданиях людей. Она помогала им – так сказать, брала и делала всё, что могла, для облегчения участи нуждающихся. Что же известно о Софии Щербатовой? И почему её считают прототипом пушкинской Татьяны Лариной?
Итак, она звалась Софией…
София родилась в семье Степана Апраксина, который приходился крестником Екатерине Второй. В 1797 году супруга князя Екатерина Васильевна произвела на свет девочку, которую решили назвать Софией. Большую часть детства юная княжна провела вместе с сестрой Натальей в московском имении Апраксиных. Семейство это жило открыто, родители Софии часто устраивали балы и приёмы, организовали собственный театр.
Воспитанием девочек занималась их мать. Но, несмотря на попытки одинаково относиться к каждой из дочерей, Екатерина Васильевна всё же больше любила старшую Наталью. Та была мила и жизнерадостна, любила шутить и веселиться. А вот София, несмотря на схожесть ума с сестрой, не любила праздности, тяготела к простой жизни, да и всевозможные развлечения старалась обходить стороной.
Если Софии позволяли, то во время бала она отправлялась в беседку у дома, где читала книги. Приёмы, бессмысленные разговоры и суета не нравились этой задумчивой и меланхоличной девушке. В доме Апраксиных нередко бывал юный Пушкин. Не исключено, что уже тогда, глядя на столь непохожих сестёр, в его воображении стали появляться будущие образы Ольги и Татьяны из знаменитой поэмы «Евгений Онегин».
Семейная жизнь
Умная и талантливая девушка была принята во фрейлины двора, а через некоторое время к ней посватался князь Алексей Щербатов. В ту пору его уже нельзя было назвать юным – разница в возрасте с невестой у князя составляла двадцать два года. Но родители Софии ответили согласием. Наверное, для другой девушки брак со «старым» вдовцом показался бы кошмаром, но спокойная и рассудительная София приняла решение своих родных. Кроме того, сам Алексей Григорьевич отличался покладистым нравом, а потому вполне мог стать образцовым мужем.
После венчания в Петербурге супруги отправились в путешествие по Европе. Во время этой поездки они выяснили, что их связывает немало общих интересов, а ещё имеется сходство характеров. София Степановна очень любила мужа, восхищалась его военными заслугами и старалась обеспечить тот самый надёжный «тыл», в котором нуждается любой военный. Княгиня по примеру собственной матери считала своим долгом обеспечить детям достойное образование. Она не доверяла гувернёрам и лично составляла учебный план для каждого ребёнка. В браке было рождено 7 детей, но двое из них умерли в детском возрасте.
Благодетельница Москвы
Когда князь Щербатов получил должность военного генерал-губернатора, его семья последовала за ним в Москву. Здесь, как отмечали его знакомые, София Степановна нередко устраивала приёмы – но вовсе не из праздного желания развлечься и посплетничать. Свои возможности и влияние она использовала для благотворительных целей. Княгиня понимала, что немногим повезло родиться в такой семье, как она, а есть люди, для которых и кусок хлеба является большим счастьем.
В 1844 году Щербатова основала в Москве «Дамское попечительство о бедных», во главе которого находилась многие годы. Члены общества должны были находить нуждающихся людей, тех, кто стыдился просить милостыню, несчастные семьи бедняков. Таким людям попечительство выделяло пособие, которое помогало выжить. Детей из бедных семей Щербатова часто брала на своё попечение, устраивая в местные школы и заботясь об их дальнейшей судьбе. Видя экипаж княгини, проезжающий по улицам города, москвичи благословляли свою «матушку». Многие из них помнили, как она спасла их от смерти, устроив в больницу, другим она обеспечила ежедневный тёплый ужин, а кому-то просто помогла нравственным внушением.
Уже после смерти супруга в 1848 году княгиня передала все средства, пожалованные ей за заслуги мужа, в пользу благотворительных обществ. А вскоре, во время вспышки эпидемии холеры, княгиня вместе с доктором Фёдором Гаазом основала в Москве Никольскую общину, оказывавшую помощь больным и нуждающимся.
На протяжении многих лет княгиня София Щербатова руководила созданными ею благотворительными организациями и учреждениями, оказывающими помощь бедным. Чувствуя, что силы оставляют её, пожилая женщина передала управление в надёжные руки, однако до последних своих дней участвовала в жизни учреждённых ею заведений. Она умерла на 88-м году жизни. Узнав об этом, народ говорил, что теперь Москва осиротела. Сама императрица Мария Фёдоровна в письме к сыну Щербатовой признавалась, что смерть Софии Степановны – большая потеря не только для её семьи, но и для всего города:
«Не могу не выразить глубокой скорби Моей об утрате столь чувствительной для семьи покойной и для Москвы, которая лишилась в ней всеми чтимой и уважаемой благотворительницы».
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))