Автор рассказа – Мириам Моисеевна Гамбурд (р. 1947) - скульптор, художник, писатель, живёт сейчас в Израиле, а родилась в Кишинёве.
Рассказ "Менялы для прекрасной Лалы" не столь велик по объёму, но вместил в себя несколько судеб и целый неизвестный (по крайней мере для меня) пласт истории.
Украина, 18-й век. Еврейское местечко, регулярно подвергавшееся набегам запорожских казаков. Описаны невероятные зверства со стороны казаков по отношению к евреям. А молодых евреек увозили с собой, чтобы продать их на невольничьем рынке в Стамбуле. Их судьбы складывались по-разному. Кого-то выкупала еврейская община Стамбула (это считалось обязательным – помочь единоверцам), кого-то покупали для султанского гарема – тоже не худшая доля.
Из школьного курса истории и литературы мы знаем запорожцев несколько с другой стороны.
Но документальные свидетельства об этих неприятных страницах истории казачества сохранились в архивах.
Мириам Гамбурд пишет об этом красивым поэтическим языком, с болью за девушек.
Вот начало рассказа:
«Стадо беглых египетских рабов, сколоченное в народ Синайским откровением, голубоглазым быть не могло. Скорее, оливковый колер подходит для жителей тех широт, оливковый как переспелые маслины сорта "сури", которые не годятся для отжима на масло – только для засолки. Неплох для пустынников карий или пегий в крапинку цвет глаз как оперение перепелов, спускавшихся на стан израилев по вечерам. Перепела съедались без соли и без лука, ведь лук репчатый и лук-порей, горшки с мясом и хлеб досыта остались в светлом рабском прошлом. А как насчет черного как африканская ночь?– тоже годится. Но голубой – нет. Тогда откуда у евреев голубые глаза?»
А вот об извечном русском вопросе: почему так много евреев приняло участие в революции 1917 года?
«Евреи из черты оседлости уходили в революцию от унизительной судьбы, от невыносимой затхлости местечковой жизни, от уродливой нищеты, от гнетущей безнадежности, от накопившейся веками обиды, от беспомощности и страха. Да и как было устоять перед великим соблазном променять все это на власть? Тем более что идеи равенства и демократии не чужды иудаизму, и ребенок выносил их из хедера вместе с навыками диалектического мышления, словесной эквилибристики и вшами».
О работорговле:
«Разве это плохо, продавать пленных в рабство? Убивать их, что ли, лучше? Ваш Освенцим что ли лучше? Вот казаки Хмельницкого расточительно порубили и изничтожили своих евреев, а крымский хан, с которым гетман расплатился польскими землями, продал сорок тысяч украинских евреев, и их всех выкупили еврейские общины Стамбула, Салоник и Измира. Евреи Венеции, Рима и Амстердама тоже внесли деньги на выкуп своих братьев. Сколько было радости! А потом они все перессорились, одни, видите ли – сефарды, а другие –ашкеназы, и даже браки между ними сегодня редкость. Пришлось, конечно, уступить в цене, сделка-то оптовая. Сейчас этот самый гетман, ходят слухи, заключил союз с русским царем, они больше не воюют друг с другом – вот и пусто на рынке. Но долго казаки без войны не могут, мир они ненавидят, и правильно, что в нем хорошего?– одни убытки. Здесь их покупают обычно в султанскую янычарскую гвардию; не так давно мы целый казачий курень распродали в янычары».
Такие вот темы подняла писательница в небольшом рассказе.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.