Русские казаки хранили свои древние традиции. В том числе, в плане близких отношений. Об оных и расскажем сегодня.
Обычно казаков у нас представляют этакими брутальными воинами, лишенными всякого рода сантиментов и любого проявления романтизма. Полнейших владык дома, ни в грош не ставивших своих женщин. Но это не совсем так. Точнее далеко не так.
Традиции семейственности у тех же донских казаков начали завязывать довольно поздно уже к XVII-му столетию. До того казачество еще жило лихой полудикой вольницей, общинами-куренями по двадцать-тридцать человек. С общим хозяйством в одном доме-шалаше - одной кашей, одной сумой, как говорится. При таком образе жизни завести постоянную даму сердца, казаку, ясен пень, было крайне непросто.
При этом достаточно долго казаки относились к женщинам с некоторым пренебрежением. Считалось зазорным, если тот же донской казак пренебрегает интересами войска ради своих жены с детьми. А запорожским казакам на Сечи так и вовсе не дозволялось семей заводить.
- Батюшка казаку - Дон Иванович, жена казаку - дальняя сторона-чужбинушка, - так пели донцы в своих протяжных песнях.
Но казачка вовсе не являлась пустым местом. И вполне могла иметь даже право голоса на сходе - если ее муж долго отсутствовал дома, будучи в заморском походе за зипунами.
При этом мужская измена у казаков не считалась чем-то недозволительным. Особенно если супруг изменял жене где-то там далеко, за морем, с красивой полоненной турчанкой. Так положено было по казачьей планиде...
А вот женская измена, если вдруг жена с соседом где-нибудь на Дону загуляла, в русском казачестве каралась весьма строго. Вплоть до убийства мужем любовника. И становилась величайшим позором для всего казачьего рода.
Впрочем, если у казачки от любовника рождался ребенок, особенно мальчик, то казак обязан был принять его в семью и воспитать как своего. Даже если отцом его был нехристианин - например, захвативший казачку в плен татарин! Дети от таких захватчиков обычно звались среди казаков "татаркиными" или "турчанкиными".
Интересный момент - казачка никогда не имела права назвать своего супруга просто по имени. Только уважительно, полностью - по имени-отчеству. Любого другого казака казачка не могла назвать "мужиком" - это считалось тягчайшим оскорблением. Только - "мужчина".
У терских казаков даже проведшие много лет в браке семейные пары не имели права показывать свои чувства на людях. Например, даже просто публично держать друг друга за руки. Так работал унаследованный от горских народов Кавказа суровый обычай избегания - никаких сантиментов на чужих глазах!
Казачка, даже незамужняя не имела права выйти из дома без платка, в открытой короткий одежде. Сие считалось позорящим ее род.
Свадьба у казаков
Свадебные обычаи у разных казачьих воинств весьма разнились. Но было и немало общего. Обычно казаки женились в возрасте от семнадцати до двадцати лет. Подыскивая себе невесту на пару-тройку лет младше. При этом нареченную молодые казаки чаще всего искали сами - родители тут могли не вмешиваться. Но именно отец и мать казака давали окончательное добро на брак.
Женились казаки на казачьем кругу. Скрепляли себя простой прилюдной клятвой:
- Будь моей женой! - говорил парень девушке.
- Будь моим мужем! - отвечала та возлюбленному.
После чего пара вдвоем трижды обходила вокруг ракитового куста. Так и появлялась новая ячейка казачьего общества.
Одним из самых любопытных казачьих обрядов слыло расплетание девичьей косы - при которой молодая невеста обязательно плакала. Ибо более права на косу уже не имело - на всей Руси то была чисто прерогатива незамужних юных девушек.
Прикольно, что у те же донских казаков большую роль играл на свадьбе дружка - близкий более старший друг жениха, острый на язык и шутки. Вплоть до того, что парень этот мог остаться третьим в первую брачную ночь молодых. Следил, чтоб менее опытный товарищ все правильно сделал и не облажался. :)
Могла с этой же целью мудрого совета остаться с молодыми и сваха! Само спальное ложе могло располагаться в доме отца невесты - чтоб девушке в родных стенах было комфортно!
Жены-полонянки
Большим понтом для молодого казаки считалось добыть себе жену "турской-татарской породы" в походе. То бишь, привезти домой на Дон ту же пленную чернобровую турчанку. Или же прекрасную горянку - на Терек.
Иногда полонянок после удачных походов на Дон привозили тысячами. К примеру, зимой 1635-го года донские казаки в свои станицы привели более двух тысяч турчанок, захваченных в Азове и Крыму. Дети от казаков и восточных пленниц назывались "болдырями".
Интересно, что казак от надоевшей ему восточной полонянки вполне имел законное право быстро избавиться. Для того мог просто провести ее по улицам родной станицы с криком:
- Кому надобна, кому надобна! Работящая, домовитая, просто так отдаю-продаю.
Если охотник на пленницу не находился, то казак был права отпустить ее на вольные хлеба.
А вот с дамами из центральных русских губерний казаки, те же донцы, предпочитали себя брачными узами не связывать. Считалось, что девушки оттуда познали неволю крепостную, царскую власть. А значит дети от таких браков по-настоящему свободными казаками не станут никогда...