Найти в Дзене

Непридуманные истории. IT и знаки вселенной - фильм Хакеры.

Оглавление

В далеком 1996 году девочке Кате нужно было выбирать профессию. Она всегда любила учиться и ей нравилось ВСЁ, поэтому это был очень трудный выбор. Не удавались ей, собственно, только спортивные нормативы, их всегда приходилось выполнять через усилие и преодоление. А все что нужно было делать головой - было вполне интересно. Но на все факультеты сразу учиться не пойдешь, поэтому выбрать было необходимо. И тогда пришел ЗНАК! Это реально первый знак, который я помню и таковым воспринимаю.

Я посмотрела фильм "Хакеры" с молодой Анжелиной Джоли, и я, девочка, которая никогда не видела в жизни нормальных компьютеров (у нас даже информатики в школе не было, нее мы ездили в другую школу в 10-11 классе) - вдруг резко осознала, что за такими технологиями будущее и нужно идти туда. Сразу скажу, что впечатлила меня не криминальная составляющая, а технологическая вместе с психологической.

Кадр из фильма Хакеры, 1995г.
Кадр из фильма Хакеры, 1995г.

Я пошла к маме, спросила, где таким технологиям научат и мама отправила меня на мех-мат, сказав, что там. В 1997 году я поступила на "Прикладную математику" мех-мата СГУ, сдавать нужно было только математику и русский. Никакого ЕГЭ не существовало, сдавать нужно было вступительные экзамены. Но, для тех, у кого была медаль в школе - можно было отделаться легким испугом, просто пойти одно собеседование, где давали порешать задачки и потом принимали решение. Я так и поступила, так как у меня была серебряная медаль (из-за четверки по русскому языку на выпускном сочинении).

Так же из этого фильма "Хакеры", я почерпнула и навсегда запомнила одну важную вещь. Чтобы "взломать систему", не нужно придумывать технические уловки, подбирать пароли или ломать замки, в 80% случаев достаточно просто поговорить с людьми и они все сами расскажут, дадут ключи, иногда еще и проводят. Позже, когда появилась возможность, я прочитала и книгу "Хакеры" и еще больше укрепилась в том, что все решает подход к людям. Еще позже в книге "Психология влияния" Роберта Чалдини, мне объяснили, как это работает на уровне психологии. С той поры манипуляторов и провокаторов чую за версту.

Ремарка для молодого поколения о том, что это были за времена.

1. Сотовых телефонов еще нет, есть только домашние (у нас дома не было и этого) и таксоофоны на улице, куда надо бросать монетку и звонить. Сотовые появятся более или менее массово только в 2000-2001, а до этого еще будет эпоха пейджеров, маленькие приборы, которые носили обычно на поясе. Они могут принимать только текстовые сообщения. Чтобы отправить сообщение на пейджер, нужно будет позвонить оператору "передайте сообщение абоненту номер 132", он запишет сообщение и отправит абоненту с этим номером. Когда придет интернет, сообщения на пейджер можно будет отправлять по электронной почте формата номер_абонента@сервер. Самое удивительное, что пейджерами как приборами до сих пор пользуются как минимум в американской медицинской системе, там до сих пор врача вызывают сообщением на его пейджер. Есть, соответственно, "дежурный" пейджер, который всегда у дежурного врача.

Пейджер Моторола
Пейджер Моторола

2. Компьютеров на винде в стране почти нет (а Windows 95 уже есть), у нас в классе такой компьютер с Windows и цветным дисплеем был только у одного человека и это было невероятно круто. Все остальные компьютеры похожи на умные калькуляторы, с черными мониторами на которых цветные (вырви глаз оранжевый или зеленый) или белые буквы. На них можно программировать и играть в пиксельные игры, если успел решить задачку на уроке быстрее остальных.

Это старая реклама компьютеров и тут уже цветной экран :)
Это старая реклама компьютеров и тут уже цветной экран :)

3. Интернета нет, или он пока не для всех. Чтобы написать доклад или реферат - ты идешь не в википедию, а ногами в библиотеку. Если повезет, то в свою домашнюю (мне часто везло и дома была Большая Советская энциклопедия и несколько профильных типа по биологии, истории, искусству), если дома книг нет - то в городскую библиотеку. Сидишь в библиотеке и выписываешь рукой нужную информацию в черновик, потому что ксерокса тоже нет, а энциклопедии домой не дают, так как она одна и нужна всем. Потом дома переписываешь на чистовик на белые листы без линовки, чтобы сдать учителю. И так было в моей жизни вплоть до 2 курса университета, то есть 1998 года.

Читальный зал библиотеки, Очень похожий был в научной библиотеке СГУ. Где я очень любила бывать, там вкусно пахло старыми книгам.
Читальный зал библиотеки, Очень похожий был в научной библиотеке СГУ. Где я очень любила бывать, там вкусно пахло старыми книгам.

Первая работа в ИТ

Моя первая запись в трудовой книжке датирована декабрем 1998 года (середина 2 курса) - лаборант в лаборатории "Теоретических проблем информатики и ее приложений". Оцените название! Работа была крутая, как минимум тем, что там всегда был в доступе мой личный компьютер с доступом в интернет. Дома компьютер у меня появился только в 2001. Зарплата на пол ставки была 150 рублей (кажется). Этого хватало на проезд и еду в обед в столовой, и то не всегда. Но это того стоило! И я могла себе такое позволить, потому что, пока я училась родители меня кормили и оплачивали жилье.

Первый проект, что мы там сделали, будучи студентами - это автоматизация печати кафедральных документов типа учебных планов и прочей бюрократии, проект назывался "Виртуальная кафедра". Потом на нее даже оформили патент. Так что я счастливый обладатель авторского патента на никому сейчас ненужный софт :)

У нас была команда 3 студента и зам. зав кафедрой как бизнес-заказчик, он же главный эксперт предметной области. Именно она нас многому научила, в том числе и проектированию доменной области на уровне сущностей и связей. Мы по итогу сделали базу данных на Access с простым пользовательским интерфейсом. В программу можно было внести один раз все учебные планы к курсам и спецкурсам, которые читали преподаватели кафедры, и создавать печатные формы для всех видов отчетности. В итоге все это вносилось в систему один раз секретарем, потом из года в год просто распечатывалось в нужной форме. Если менялась отчетность, то было легко ее распечатать в новом формате, слегка подкрутив формат. В итоге люди науки и преподаватели были избавлены от кучи бумажной работы и занимались тем, чем должны - наукой и преподаванием. Удивительно, но сейчас в 2023 году, насколько я знаю, в школах до сих пор это делают вручную. Так что это было передовое решение того времени!

В этой лаборатории происходило еще много интересного за 3.5 года работы, но эта история про Access важна для следующей части и Второго Знака :) Про него напишу в следующий раз.

В итоге из университета я вышла с обширными знаниями в ИТ и что более важно - реальной практикой по базам данных, HTM, CSS, веб-мастерингу (мы делали много сайтов), умением работать с компьютерной графикой, цветовыми моделями и архивами цифровых изображений (про это даже была моя дипломная работа, про алгоритмы архивации), Flash (технология для анимации и не только, на которой были выпущены первые серии Масяни, внутри у нее был свой скриптовый язык - Action Script), 3D моделирования, и фееричным опытом работы с Word, так как мы форматировали и выпускали в печать кафедральный сборник научных статей. А это скажу я вам было не просто на компах с 32 МB (мегабайта) оперативки, когда многостраничные файлы с графиками и математическими формулами просто не помещаются в его оперативку. С той поры не бывает безвыходных ситуаций и я знаю, что силой команды можно решить и придумать что угодно!