Найти тему
StratMen (Strategic Mentoring)

Про кризисное управление

Про антикризисное управление написано много книг, но лишь немногие посвящены кризисному. Управление кризисом и обеспечение управления в кризис - это не одно и то же, хотя каждое из них касается различных аспектов сложной ситуации. Антикризисное управление относится главным образом к оперативным вопросам, в то время как кризисное управление, в основном, связано с тем, как руководители справляются с реакцией людей на кризис, включая их собственную. У всех нас есть естественные поведенческие реакции на кризисные ситуации, основанные на наших потребностях и эмоциях. Мы можем не осознавать этого, но наше поведение посылает другим сообщения о наших глубинных потребностях и эмоциях. Именно в этом наборе моделей поведения и находится суть кризисного управления.

Опыт и подготовка среднестатистического армейского офицера в условиях кризиса ситуации обширны. Необходимость подготовки и опыт руководства в ситуациях высокого стресса привели к тому, что офицер обладает высокой степенью гибкости, спокойствием и хладнокровием под огнём (в буквальном смысле), степенью комфорта при принятии быстрых решений и способностью ценить командную работу. Это руководители, которые выполняли сложные задания, имеют образование, превосходящее образование их гражданских коллег, и, даже будучи младшими руководителями, имеют обязанности, равные обязанностям руководителей среднего и высшего звена в гражданских организациях. Это ответственность не за прибыль и убытки, а за жизнь и смерть. Только по этим причинам гражданский руководитель может многому научиться у военного.

Ничто так не проверяет руководителя, как кризис. Есть элемент глубочайшего характера управленца, который раскрывается во время напряженных, драматических событий. Кризис может быстро выявить скрытые сильные стороны и основные слабости руководителя. Это может показать миру, есть ли у руководителя всё необходимое для эффективной работы в разгар кризиса. Сможет ли он справиться с кризисом напрямую, предпринять те действия, которые необходимы для его устранения, и, при необходимости, взять на себя ответственность за кризис? Остановится ли руководитель или, что ещё хуже, объявит себя жертвой и переложит ответственность на других? Что может и должен сделать руководитель, чтобы выяснить, что пошло не так, и гарантировать, что это больше не повторится?

Есть три ключевые темы кризисного управления и их влияние на оказание помощи людям и организациям в трудные времена. Эти темы — общение, ясность видения и ценностей, а также заботливые отношения — безусловно, важны для руководителей в обычной деятельности, но их важность возрастает во время кризиса. Уделяя внимание этим темам, руководители могут надеяться на улучшение своего понимания практик, связанных с человеческим измерением кризиса. Результатом является готовность руководителя сдержать кризис, восстановить контроль над ситуацией, обеспечить нанесение минимального ущерба организации и эффективно предотвращать, разряжать и сокращать продолжительность этих чрезвычайно сложных ситуаций.

Тревога, неуверенность и замешательство, которые порождает кризис — это огромные проблемы для гражданских руководителей. Они должны быть готовы обеспечить руководство не только теми, кто работает в их организации, но и теми, кто находится в сфере их влияния: клиентами и заказчиками, акционерами, поставщиками, местными органами власти, заинтересованными организациями... И, конечно, руководители также должны руководить собою. Они должны справляться со своими собственными эмоциями и нуждами в кризисных ситуациях. Для некоторых руководителей это может оказаться самой большой проблемой из всех.

Фото из Сети
Фото из Сети