Близнецы играют по полчаса в день, по утрам, на моем стареньком смартфоне. По очереди. И это, конечно, часто сопровождается спорами на тему, кто должен сегодня быть первым, кто играл дольше и т.д. и т.п. Но обычно они все-таки разруливают свои споры - с нашей помощью или без.
Однако вчера у нас были гости, время никто не засек и "получасовой" график сбился. Лука долго играл сам, потом дал поиграть другу Феде, а вот брату Фоме - не дал. Тот пришел ко мне и сказал, что Лука зажал телефон. Я попросила Луку телефон отдать. Раз, второй, третий - ноль эмоций. Лука продолжал жамкать по экрану, параллельно убеждая меня, что его время еще не вышло.
После шестой проигнорированной просьбы я просто забрала телефон у него из рук и отдала Фоме.
И Лука взорвался - обозвал брата и, недолго думая, дал ему по уху.
Я, конечно, больше всего на свете захотела схватить его за руку, оттащить в другую комнату и хорошенько отчитать. Собсна, я так и сделала - дала волю своему гневу, рассказала про "драться нельзя" и все такое прочее. Только Лука такой персонаж, что ни материнским гневом, ни нотациями его не проймешь. Он моментально уходит в глухую несознанку позицию жертвы и зеркалит любые претензии - все вокруг виноваты, но только не он. Упрямство ослиное, непрошибаемое.
Каюсь, был огромный соблазн наорать, обвинить во всем "этот дурацкий телефон", сказать, что запрещаю вообще в него играть и т.д. и т.п. Кое-что в этом духе я действительно изрекла - не сдержалась. Про игроманию и то, как гаджеты воздействуют на неокрепший детский мозг точно что-то было.
Лука в ответ мне заявил, что ему "всегда достается меньше, чем Фоме". И еще раз его обозвал, да с такой злостью, что мне чертовски захотелось дать ему оплеуху.
Посмотрела я на него - кулаки сжаты, по щекам слезы текут, глядит, как волчонок - и отправила от греха в спальню. Посиди, говорю, там, пока мы оба не остынем. А то я за себя не отвечаю.
Потом вернулся Коробок, мы посовещались и решили, что он возьмет Фому и пойдет с ним в магазин. А мы с Лукой останемся дома, поговорим по душам и постараемся расставить все по местам.
Я к тому моменту уже успокоилась и примерно представляла, как повести разговор. Главное, не нападать - в ответ на обвинения он моментально начинает бычиться. Такая защитная реакция.
Он очень гордый. Из тех, кто скорее язык себе откусит, чем признается, что его задели. Скрытный. Негибкий. Консервативный. Ревнивый. С трудом ставит себя на чужое место и поступается своим. Старается казаться старше, чем есть. Боится показать свою слабость. Очень чувствителен к знакам внимания. Жаждет самоутверждения.
Короче, такое ощущение, что мужское эго в нем проснулось рановато - поведение зачастую напоминает "гормональное", характерное больше для подростка, чем для 8-летнего мальчика.
В общем, сложный ребенок (но мы простых вообще не делаем).
При этом он невероятно ранимый, принципиальный и честный, готовый броситься на помощь, защитить... Ладно, особо распространяться не буду - я мать, и я пристрастна, это понятно. Скажу только, что обычно, в ровном состоянии, Лука нормально ладит и с братьями, и с нами. Но в том-то все и дело, что сейчас состояние у него трындец какое неровное.
Он сильно, намного сильнее, чем Фома, скучает по дому. Он вообще сильнее всех нас привязан к Задонью. И наш переезд (вернее, даже два переезда), переживает острее.
Он злится на то, что мы уехали. Чувствует себя обманутым, обделенным. Ему не хватает внимания - мы здесь постоянно решаем бытовые проблемы, работаем, куда-то бежим. Не высыпаемся. Раздражаемся. Кричим. Обвиняем детей в том, что они недостаточно взрослые - а, еще раз повторюсь, разговаривать с нашими детьми с позиции обвинителя совершенно неконструктивно: если Фома просто улыбается и уходит в себя, то Лука начинает огрызаться и искать виноватых.
И брат-близнец, лучший друг и вечный соперник, разумеется, лучшая кандидатура роль козла отпущения. Именно из-за него Луке не хватает мамы, телефона, конфет и всего прочего. Именно из-за него мама Луку ругает и укоряет. И чем больше мама это делает, тем больше Лука в своем мнении утверждается.
И вот когда у меня все это в голове сложилось, я чё-то вдруг расхотела его воспитывать. Мы просто долго лежали в обнимку, а потом я спросила:
- Скажи, ты Фому любишь?
Лука удивился.
- Ну да...
- Тогда вспоминай об этом почаще.
Уткнулся мне в плечо, запыхтел. Ладно, говорит.
Нет, магии не случилось. Сегодня утром Лука опять отчебучил - схватил последнее "детское" пирожное и наотрез отказался с Фомой делиться. Я, говорит, не хочу и не обязан. Вот так.
Попытки поговорить на тему "надо делиться" и "мы - семья" успехом не увенчались. Встал в позу, руки в боки, спрашивает с вызовом:
- А что бы ты сделала на моем месте?
Я ничего не стала отвечать. Просто взяла и отдала Фоме свое пирожное. Замолчал, глядит угрюмо.
Потом мы расположились на качелях и читали "Легенду о Данко". И после этого я даже нашла в себе силы ничего не говорить. Мы просто сидели и молчали. Но я видела, что лицо у Луки стало бледным, а глаза - мокрыми.
Я знаю своего ребенка. Знаю, что он может быть невыносим. Отчасти его характер - наследственный "дар". Отчасти - следствие наших родительских ошибок.
Увы, их уже не исправить. Может быть, и его уже не исправить - какие-то черты останутся с ним навсегда, и, вероятно, серьезно усложнят жизнь ему самому и его близким.
Но кое-что мы еще можем сделать. Создать условия для внутренней работы. Дать толчок к рефлексии. Неявно, исподволь (слишком откровенным попыткам он будет противиться) учить его видеть себя со стороны. Сочувствовать другим. Самоутверждаться не только потакая своему эго, но и поступаясь им.
И, конечно, постоянно напитывать вниманием - обнимать, целовать, хвалить... Восполнять дефициты.
Остальное будет зависеть от него самого.
P.S. А начиналось все с драки за телефон, ага. Кстати, сегодня они играли опять ровно по полчаса - и сами засекали время на настенных часах со стрелками. И никто даже не вышел из себя.
Ну, кроме мамы, которая орала дуриком и махала кухонным полотенцем на Фому за то, что он бабуинил и разбудил Ивана - найти в себе ресурсы не только на теорию осознанного родительства, но и на ее практическое применение не так-то просто... Ну, как говорил один известный киноперсонаж, будем искать.
Еще:
______________
В Телеграм ходи.