На конференции TED, что состоялась на прошлой неделе, много говорили о будущем мира. Модераторы конференции опросили своих авторитетных спикеров и гостей о том, как те видят нашу жизнь через 30 лет. Мы выбрали несколько самых ярких прогнозов (остальное - по ссылке в конце).
Таблетка для чтения
Николас Негропонте, основатель MIT Media Lab
Мы очень много потребляем информацию глазами, и это, вероятно, очень неэффективный канал. Я думаю, что мы научимся переваривать информацию. Вы проглотите таблетку и будете знать английский. Проглотите таблетку и изучите Шекспира. Все это будет делаться через кровообращение: как только вещество попадет в кровь, оно дойдет до мозга, и когда поймет, что оно уже в мозге - выгрузит информацию в нужных местах. Я говорил об этом с Эдом Бойденом, Хью Херром и еще рядом людей… Это не такая уж фантастика.
Личные лекарства для каждого человека
Дорин Лоренцо, президент онлайн-сервиса для изобретателей Quirky
Что поразит меня в ближайшие 30 лет - это возможность диагностировать болезнь до того, как вы заметите, что с вами что-то не так, вылечить ее с помощью лекарств, разработанных специально для вас, и уничтожить ее навсегда. Концепция сетевого здоровья и носимые технологии подталкивают нас именно в этом направлении.
Чипы, вмонтированные в тело
Грегори Миллер, сооснователь мобильного радио Spacebar, бывший управляющий директор Google.org
Мы сможем установить в свой организм одобренный чип - сенсор, который следит за здоровьем, на ранней стадии обнаруживает болезни, показывает наше местоположение тем, кому мы разрешим его видеть, и выдает разнообразные данные в реальном времени. Сначала этим будут пользоваться энтузиасты, а потом и остальная публика.
Нас в целом не очень волнует, что страховые компании получат доступ к таким данным, если их цены снизятся, они станут работать более справедливо, без лишнего крючкотворства, будут более доступными. Мы дадим нескольким компаниям (завтрашним Google, Facebook и Twitter) доступ и к еще более личным данным, и их продукты будут интегрированы в нашу повседневную жизнь. Поначалу нам это не понравится, но Верховный суд разрешит полицейским и спасателям в разумных пределах пользоваться данными наших микрочипов.
А еще мы сможем слушать живую музыку в любое время по всему миру с помощью некого адаптера во внутреннем ухе, чем-то похожего на сегодняшний Google Glass. Мы сможем услышать уличных музыкантов из Ганы, группу, играющую в баре в Рейкьявике, сидя за обедом в Сан-Франциско. Эта музыка сблизит следующее поколение, даст ему веру в мир во всем мире.
Разгадка снов
Джералдин Картер, сооснователь и директор благотворительной организации Climate Ride
Мы поймем, как создаются сны - почему мы видим яркие детали, почему их сюжеты кажутся такими осмысленными во сне, но полной чепухой после пробуждения, и какие события дня влияют на то, что нам приснится. Все это станет ясно, и мы больше не будем изумляться, почему же увидели во сне что-то дикое и странное.
Автономный транспорт
Бран Феррен, сопредседатель инвестиционной компании Applied Minds
Это идея конца 1930-х, которая возрождается каждое десятилетие. Наш мир во многом выстроен вокруг дорог и транспорта. Они были ключом к успеху Римской империи. И хотя сегодня это не очевидно, автономные машины станут главной технологией перестройки наших городов и нашей цивилизации. Как только они появятся повсюду, каждый год они будут спасать десятки тысяч жизней только в США и миллион - во всем мире. Потребление энергии и загрязнение воздуха резко сократятся. Пробки в основном исчезнут. Появятся новые идеи о том, как должны быть устроены города, наша работа и наша жизнь. Мы будем быстрее добираться до места назначения, общество получит огромные запасы времени и энергии, которые сегодня тратятся на перемещение.
Но почему сейчас? Почему мы считаем, что готовы к этому? Потому что за последние 30 лет люди за пределами автомобильной индустрии потратили бесчисленные миллиарды на необходимые для этого чудеса, только в других целях. Нужно было, чтобы ребята в DARPA, в университетах и в компаниях из других отраслей заметили: если умно подойти к делу, автономный транспорт возможен уже сегодня.
Персональный пузырь для каждого
Форрест Норрод, вице-президент Dell
В следующие 30 лет люди будут все больше и активнее интегрировать технологии в свои тела в информационных и развлекательных целях. Подросток в 2044 году будет изумляться, насколько свободными наши тела были от технологий в 2014 году, и как мы вообще тут жили.
Люди будут жить в "пузыре" персонализированного опыта, где то, что видит и слышит каждый, будет сильно отличаться от того, что видят и слышат остальные. Причиной тому будут несколько факторов, прежде всего персонализированная реклама и эволюция электронных устройств.
К 2040 году нас будут окружать персонализированные рекламные сообщения и предложения, постоянно валящиеся на нас. Многие поверхности будут активизироваться и отображать контент в зависимости от того, кто на них сейчас смотрит. Они даже смогут одновременно показывать разные изображения разным людям.
Мы также будем дополнять наше восприятие мира с помощью личных электронных устройств. К устройствам типа Glass, которые проецируют изображение в наши глаза, присоединятся ненавязчивые устройства аудио- и тактильной обратной связи, которые помогут нам получать информацию, напоминать о важных делах и общаться с другими людьми.
В итоге каждый из нас будет воспринимать совершенно иную реальность. Во многих отношениях это пойдет нам на пользу, позволит жить более информированно, больше взаимодействовать с другими. Но этот индивидуализированный опыт может повысить и риск общественной фрагментации. Мы потребляем медиа, которые подкрепляют наши убеждения и интересы, что ведет к росту поляризации в обществе. Возможно, эта тенденция усилится в следующие 30 лет.
Взлет поколения Z
Райан Куглер, режиссер
В следующие 30 лет нас больше всего поразит взросление "поколения Z" и его вклад в жизнь общества. Это первое поколение, которое с рождения имеет постоянный доступ к продвинутым технологиям. Я видел, как дети вроде моего крестного сына - он родился в 2011 году - способны управлять планшетом еще до того, как умеют строить предложения. Думаю, это знакомство с компьютерами, планшетами, смартфонами и соцсетями с младенчества меняет их мозг, и когда это поколение повзрослеет и начнет занимать лидерские позиции, мы увидим потрясающие прорывы во всех аспектах жизни, которые как-то связаны с технологиями.
Близнецы Земли
Шохини Гозе, физик и преподаватель
Мы откроем "близнецов Земли" - планеты, обращающиеся вокруг других звезд, примерно того же размера и примерно на таком же расстоянии от своих звезд, как Земля. Мы сможем узнать, что находится на их поверхности, какова их атмосфера… и, наконец, начнем отвечать на вопрос: "Есть ли во вселенной другая жизнь?" А на Земле квантовая физика принесет нам новые технологии, которые преобразят коммуникационную безопасность и все наши споры о приватности.
Google в мозгу и наноботы
Рэй Курцвейл, изобретатель, футуролог, технический директор Google
Через пять-десять лет поисковые машины будут строиться не просто на поиске сочетаний слов и ссылок, но на чтении и понимании миллиардов страниц в сети и в книгах. Представьте, вы идете по улице, и вдруг Google скажет: "Месяц назад ты беспокоился, что твоя глутатионовая добавка не попадает из крови в мозг. И вот, 13 секунд назад появилось новое исследование, в котором предлагается совершенно иной подход к приему глутатиона; сейчас я его коротко изложу".
Через 20 лет у нас появятся наноботы, которые будут попадать в мозг через капилляры и подключаться к нашему синтетическому неокортексу, к "облачным" сервисам, становясь расширением нашего мозга. Сегодня у вас есть компьютер в телефоне, но если вам нужны 10 000 компьютеров на несколько секунд, чтобы провести сложный поиск, можно мгновенно получить к ним доступ в "облаках". В 2030-х к этим компьютерам можно будет подключаться прямо из мозга. Я иду, навстречу мне идет Крис Андерсон, мне нужно придумать что-то умное, чтобы сказать ему. У меня есть три секунды, и мой неокортекс с этим не справится. Мне нужен миллиард секунд. И я получу доступ к нему в "облаках". Наше мышление станет гибридом биологического и небиологического мышления.