Новая аттестация, новый порядок проведения аттестации, разъяснения по применению нового порядка аттестации не принесли ясности, только добавили новых вопросов.
Новый порядок аттестации "сырой". Все непонятности и недоработки имеют посыл "регионы определяют самостоятельно", при этом никаких прав регионам этот порядок не дает. Например, регламент проведения аттестации разрабатывать нельзя. А каким документом тогда регионы могут самостоятельно ваши недоработки доработать. Ну ладно, утрясется как-нибудь, не впервой...
А пока посмотрим на изменения в новом порядке аттестации. Презентацию представила на августовской конференции заведующий центром оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов ТОИПКРО Казакова И.И.
Комментарии мои.
Небольшие изменения коснулись задач аттестации. В повышение уровня квалификации добавилась фраза "карьерного роста". Видимо, это связано с появлением двух новых квалификационных категорий и аттестация как "педагог-наставник" и "педагог-методист" рассматривается, как карьерный взлет.
Если по итогам аттестации определят необходимость дополнительного профессионального образования - вам подберут подходящие курсы повышения квалификации.
Выявление перспектив использования потенциальных возможностей теперь также будет осуществляться и при организации методической или наставнической деятельности. Т.е. если выявят, что вы хороши в наставнической деятельности, ваши возможности могут быть использованы для разработки программ по этому направлению, могут пригласить для обмена опытом на курсы по этой тематике и т.д.
Дифференциация оплаты труда теперь может производиться не только с учетом квалификационной категории и объема преподавательской работы, но и выполнения дополнительной работы.
При аттестации на соответствие занимаемой должности определили количественный состав комиссии - не менее 5 человек.
Ранее в порядке было написано "нецелесообразно привлекать руководителя в состав комиссии", теперь четко прописано, что руководитель ОО в состав аттестационной комиссии не входит.
Сведения об аттестации на СЗД в трудовую книжку не вносятся. В принципе, такого требования и не было в старом порядке, но, видимо, были прецеденты и понадобилось уточнение.
Распорядительный акт работодателя должен содержать список педагогических работников, подлежащих аттестации и график проведения аттестации. Это было и в старом порядке, только немного по-другому формулировалось.
Последний пункт регулирует порядок хранения аттестационной документации: протокол, представление и дополнительные сведения (при наличии) хранятся у работодателя. Тоже немного поменялись формулировки не меняя суть.
Не знаю, порадует это педагогов или нет, но основания для установления квалификационной категории не изменились. Добавилось только уточнение, что результаты освоения образовательной программы теперь должны показывать и педагоги, работающие в области культуры и искусства и физической культуры и спорта. Остальные критерии не изменились с 2014 года. С одной стороны, педагогам должно быть удобно, не придется на ходу переделывать аттестационные папки и дорабатывать результат под новые требования. С другой стороны, эти критерии всегда провоцируют много споров со стороны педагогических работников. Например, пункт про инновационную деятельность, если школа не является инновационной или экспериментальной площадкой.
Определен количественный состав аттестационной комиссии при аттестации в целях установления квалификационной категории - не менее 7 человек. Не знаю, с чем связано это требование, неужели в каком-то регионе было меньше?
Не установлен срок действия квалификационных категорий, установленных педагогическим работникам начиная 1 сентября 2023 года. В разъяснениях разъяснений тоже нет. Написано, что исключили противоречие с законом об образовании. И всё. Не понятно, во что выльется в итоге этот пункт. Главное, помним, не рекомендуется использовать фразу "категории устанавливаются бессрочно". Таких слов в Порядке нет. Говорим "срок действия квалификационной категории не установлен". А вот срок действия данного порядка, наоборот, определен - до 31 августа 2029 года. Что будет дальше, пока не известно.
Исключено требование к подаче заявления в целях установления высшей квалификационной категории - через 2 года после установления первой квалификационной категории. Теперь можно подавать заявление на высшую категорию хоть сразу после установления первой категории, при наличии результатов, описанных в основаниях для установления высшей квалификационной категории.
Проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах.
Педагогический работник подает заявление в целях установления квалификационной категории "педагог-методист" или "педагог-наставник" при наличии у него высшей квалификационной категории по любой педагогической должности. Аттестация проводится на основании ходатайства педагогического совета ОО (или иного коллегиального органа управления) с согласованием с профсоюзом организации. То есть, при аттестации на эти квалификационные категории, педагогический работник не собирает папку, не показывает занятия аттестационной комиссии. Аттестация проводится, как на соответствие занимаемой должности. Работодатель составляет ходатайство, в котором указывает результаты работы педагогического работника, в соответствии с требованиями, прописанными в Порядке аттестации, и это ходатайство представляет в аттестационную комиссию.
Вот такие основные изменения в новом порядке аттестации. Как вам кажется, лучше стало или хуже? Легче или сложнее будет педагогу пройти аттестацию?
Больше информации в презентации СКАЧАТЬ готовую презентацию
Что почитать на эту тему: