Аттестация педагогических работников плавно переходит в цифровой формат. Всё больше педагогов выбирают дистанционную форму аттестации, а во многих регионах у педагогов уже нет выбора, все 100% проходят аттестацию дистанционно.
Кроме того, в нашу жизнь и в педагогическую практику настолько плотно вошли информационные технологии, что традиционное портфолио не может отразить личность учителя в полном объеме. Так, например, невозможно вложить в бумажную папку аудио-, видеофайлы, презентации, анимированные ролики. Поэтому электронное портфолио сейчас как никогда актуально.
Преимущества электронного портфолио перед портфолио в бумажном виде:
- можно хранить в сети Интернет
- можно хранить на электронных носителях
- можно создать удобную систему навигации по разделам и на внешние источники
- можно переслать в любую точку мира через интернет
- можно работать с большим объемом информации
- легче дополнять и совершенствовать
Виды электронных портфолио
- Портфолио - блог. Это онлайн ресурс, онлайн-дневник, в котором педагог последовательно и регулярно делится своей информацией, используя текст, картинки, мультимедиа.
- Портфолио - сайт. Это статичный ресурс, в отличии от блога, в котором информация обновляется часто. На сайт педагог может загрузить свои достижения один раз и больше не обновлять.
- Портфолио-презентация. Это уже знакомый все инструмент - оформление результатов профессиональной деятельности в формате Microsoft PowerPoint.
- Портфолио в мультимедийном формате у педагогических работников встречается довольно редко, так как не очень подходит для этих целей (больше подходит для презентационного портфолио).
- Портфолио в формате Microsoft Word. Самый популярный формат среди педагогических работников. Ms Word - это текстовый редактор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов. Поэтому для наших целей - демонстрации своих профессиональных результатов, он подходит лучше всего.
Каждый вид портфолио обладает своими достоинствами и недостатками. Так, например, портфолио-блог или - сайт размещен в сети и его удобно демонстрировать, отправить ссылку можно даже по вотсап.
В портфолио в формате Word тоже есть свои преимущества.
- Возможность использовать шаблоны для создания новых документов
- Автоматическая проверка орфографии, стилистики и грамматики при вводе текста в документ
- Удобные механизмы по работе со сносками, ссылками
- Позволяет включать в текст элементы, которых были созданы в других программах: электронные таблицы, графики, фотографии, видео, звуки и др.
- Возможность подготавливать гипертекстовые документы
- Возможность автоматически создавать указатели и оглавление документа
- Возможность отправки готового документа по электронной почте
- Возможность копирования информации вашими экспертами
Независимо от выбранного формата, работа по созданию портфолио строится поэтапно.
Этап 1. Определение формата портфолио. В зависимости от целей необходимо выбрать, в каком виде вы будете представлять ваши документы, отражающие результативность деятельности в межаттестационный (доаттестационный) период. В виде блога, сайта или в виде документа Word.
В нашем случае мы выбираем электронный портфолио средствами Microsoft Word.
Этап 2. Определение цели портфолио. Наполнение портфолио будет зависеть от целей, которые ставит перед собой педагог. Например, в портфолио достижений акцент делается на документы, подтверждающие успехи в профессиональной деятельности, а презентационный портфолио можно использовать при поступлении на новое место работы, продемонстрировав работодателю документы, подтверждающие ваши навыки, умения, опыт работы.
В нашем случае цель портфолио – объективная информация о профессиональных достижениях педагогического работника, о реальном качестве работы педагога.
Этап 3. Определение структуры портфолио. Структура портфолио напрямую зависит от его целей. Но нам и тут повезло, структура аттестационного портфолио должна соответствовать пунктам 35 и 36 нового Порядка аттестации. В разных регионах она может несущественно отличаться. Я предлагаю вам такую структуру.
Раздел 1. Общие сведения.
Раздел 2. «Результативность освоения образовательных программ»
Раздел 3. «Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей»
Раздел 4. «Результативность личного вклада в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности»
Раздел 5. «Результативность деятельности в профессиональном сообществе»
Этап 4. Подбор документов. Теперь, когда мы знаем, из каких разделов состоит наше портфолио, мы можем начинать наполнять его необходимыми документами. Документы педагоги собирают в течение межаттестационного (доаттестационного) периода в соответствии с заданной структурой. Для большего удобства нужно структурировать все, имеющиеся у вас документы в одной папке «Портфолио». Внутри папки «Портфолио» создайте еще несколько папок и назовите их по содержанию тех документов, которые вы планируете туда разместить.
Этап 5. Создание шаблона (оболочки) портфолио. После подготовки необходимых документов, создаем оболочку портфолио. Т.е. открываем документ Ms Word и работаем в нем.
- Создаем документ Microsoft Word
- Создаем титульный лист
- Создаем содержание разделов портфолио (содержание соответствует структуре портфолио)
- Создаем страницы согласно пунктам содержания (ВАЖНО: заголовок страницы оформляем в стиле «ЗАГОЛОВОК»
- Вместе с заголовком страницы создаем объект (кнопка или текст) возврата к содержанию (один раз) (под желанию)
- Создаем переходы между страницами и содержанием в виде гиперссылок (по желанию)
- Копируем объект возврата к содержанию и вставляем его на все страницы с заголовками (по желанию)
Этап 6. Наполнение портфолио
- Размещаем материалы в соответствующие разделы
- Пишем самоанализ по каждому разделу
- Вставляем таблицы
- Вставляем картинки
- Размещаем гиперссылки на электронные материалы и публикации
Вставляемые картинки не должны быть в натуральную величину, лучше уменьшить их размер и красиво (симметрично) расположить на странице. Некоторую информацию лучше разместить в табличной форме (например, сведения о повышении квалификации). Размещая программу семинара, вставляем обе ее стороны. Место на странице, где указана ваша фамилия и тема выступления, можно выделить цветом или стрелочкой. Тексты выступлений лучше разместить в одной папке с электронным портфолио, а в самом портфолио сделать гиперссылку на него. Размещаем действующие ссылки на электронные публикации.
Этап 7. Редактирование портфолио
- Проверяем начертание, размер, цвет шрифта для заголовков и простого текста
- Проверяем работу на наличие ошибок (орфография, пунктуация), чтобы где нужно стояли запятые, чтобы в заголовках не стояли точки, чтобы маркеры везде были одного типа…
- Проверяем порядок расположения материалов (в хронологической последовательности или по степени значимости)
- Проверяем работу всех гиперссылок (для корректной работы ссылок на внешние документы все материалы должны лежать в одной папке). Если вы, например, прописали гиперссылку для документа, который лежал на рабочем столе или на флэшке, а потом вы переместили его в папку, эта гиперссылка работать уже не будет.
- Проверяем соответствие размещаемых материалов заявленным заголовкам, обязательно сохраняем результаты своей работы в процессе создания портфолио
- Сохраняем документ в формат PDF. В этом формате текст и картинки не будут "расползаться" и все ссылки будут кликабельными, что очень удобно для ваших экспертов.
Я вам предлагаю скачать готовый шаблон электронного документа, который вы можете использовать для оформления своего портфолио в электронном виде.
Обратите внимание! Текст и таблицы в шаблоне представлены для примера. В вашем регионе могут отличаться наименования разделов и таблицы внутри разделов.
Скачать шаблон портфолио в формате MsWord
В следующей статье расскажу, какие ошибки допускают педагоги при оформлении электронного портфолио.