Найти в Дзене

12 самых трамвайных регионов России

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Речь не о городах, а именно о регионах: областях, краях, республиках. Города федерального значения уж не беру: понятно, что Москва и Питер трамвайные до невозможности, а в Севастополе трамвая нет. Поговорим о регионах, в которых есть сразу несколько трамвайных городов.

1. Алтайский край

Барнаул
Бийск.


Барнаульская трамвайная система более протяжённая и разветвленная, а вот маршрутов больше в Бийске (15 против 8 в Барнауле). Но в Барнауле есть ещё и троллейбус. Зато в Бийске трамвайные линии изначально строились как обособленные, что было нетипично для советского времени.

Барнаульский трамвай. Фото из открытых источников
Барнаульский трамвай. Фото из открытых источников
Бийский трамвай. Фото из открытых источников
Бийский трамвай. Фото из открытых источников

2. Республика Башкортостан

Уфа

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В Уфе сейчас 2 разделённые трамвайные сети (как в Москве, Волгограде, Новокузнецке, где тоже несколько обособленных сетей). Обсуждаются проекты пуска скоростного трамвая и соединения разделённого. Маршрутов трамвая - 7.

Уфимский трамвай. Источник: http://vechufa.ru/uploads/posts/2020-10/1602819581_tramvay.jpg
Уфимский трамвай. Источник: http://vechufa.ru/uploads/posts/2020-10/1602819581_tramvay.jpg

Салават
В городе я не был, и пока мне трудно представить, как это может быть - но это так: трамвайная линия в городе одна, а маршрутов на ней - четыре.

Салаватский трамвай. Фото из открытых источников
Салаватский трамвай. Фото из открытых источников

3. Волгоградская область

Волгоград
Особенности:
- 3 трамвайных сети, не связанных друг с другом: Северная, Центральная, Южная (Красноармейский район).
- метротрам - скоростной трамвай, не имеющий аналогов в России. В вагонах есть двери на обеих сторонах. Часть станций расположена под землёй.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Волгоград, трамвай под землёй. Фото из открытых источников
Волгоград, трамвай под землёй. Фото из открытых источников

Волжский
7 маршрутов. Основная часть сети находится в промышленной зоне.

Волжский трамвай. Фото из открытых источников
Волжский трамвай. Фото из открытых источников

4. Донецкая Народная Республика

В это сейчас непросто поверить, но в ДНР действительно 4 трамвайных системы. Вот тут можно сказать - вопреки всему. Боевым действиям, тяжёлому экономическому положению, долгому пребыванию в непонятном статусе.

И ведь ДНР ну всяко не богаче Архангельской, Астраханской или Тверской областей. Но Донбасс свой электротранспорт сберёг. Как мог. А те регионы - нет.

Донецк
Когда-то, в конце 80-х, в Донецке даже начали метро строить. Сейчас, понятно, об этом речи нет. Но тем не менее - и трамвай, и троллейбус - работают.

Донецкий трамвай. Фото из открытых источников
Донецкий трамвай. Фото из открытых источников

Горловка
Трамвай не работал с июля по сентябрь 2014 года из-за боевых действий. На сегодня - 3 действующих маршрута. Ещё и троллейбус есть, тоже 3 маршрута.

Горловский трамвай. Внимательный взгляд заметит и троллейбусные провода рядом с трамвайными. Фото из открытых источников
Горловский трамвай. Внимательный взгляд заметит и троллейбусные провода рядом с трамвайными. Фото из открытых источников

Енакиево. Родина известного поэта Михаила Пляцковского.
3 маршрута трамвая.

Енакиевский трамвай. Фото из открытых источников
Енакиевский трамвай. Фото из открытых источников

Мариуполь
1 маршрут. Пока. Надеемся, и остальные остановленные запустят. 2 мая 2023, в 90-летие мариупольского трамвая, движение было запущено лично Президентом России В. В. Путиным. Проезд на мариупольском трамвае бесплатный (это второй случай в нашей стране, первый - Черёмушкинский трамвай в Хакасии).

Мариупольский трамвай. Возобновление движения в мае 2023 года. Фото из открытых источников
Мариупольский трамвай. Возобновление движения в мае 2023 года. Фото из открытых источников

5. Иркутская область

Иркутск. 7 маршрутов, сеть разветвлённая, система рабочая.

Иркутский трамвай. Фото из открытых источников
Иркутский трамвай. Фото из открытых источников

Ангарск. 5 маршрутов. За ангарский трамвай немного больно и тревожно. Какие материалы ни читал на эту тему, все написаны в каком-то унылом ключе. Ну, пока да, - новые линии не строятся, а вот несколько прежних демонтировано. Ладно, не хочу здесь нагнетать - возьму на заметку, буду отслеживать время от времени, какая динамика. Дай Бог.

Ангарский трамвай. Фото из открытых источников
Ангарский трамвай. Фото из открытых источников

Усолье-Сибирское. 4 маршрута. Здесь более оптимистическая динамика. В 2000-е продолжается строительство новых линий. Трамвай на сегодня - основной вид общественного транспорта в городе.

Трамвай, Усолье-Сибирское. Фото из открытых источников
Трамвай, Усолье-Сибирское. Фото из открытых источников

6. Кемеровская область

Один из самых трамвайных российских регионов. По количеству систем (4) равен ДНР и Челябинской области, уступает только Свердловской.

Кемерово
Трамвайная система областного центра - не самая крупная в регионе, она третья (о первых двух позже). 5 маршрутов.

Кемеровский трамвай. Фото из открытых источников
Кемеровский трамвай. Фото из открытых источников

Новокузнецк. Самая крупная трамвайная система в области. 6 маршрутов, 2 сети, между собой никогда не соединялись.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В отличие от Кемерова, где трамвайное депо одно, в Новокузнецке трамвайных парков - три.

Новокузнецкий трамвай. Фото из открытых источников
Новокузнецкий трамвай. Фото из открытых источников

Осинники. 2 маршрута

Осинниковский трамвай. Фото из открытых источников
Осинниковский трамвай. Фото из открытых источников

Прокопьевск. Вторая по величине трамвайная система области. Маршрутов меньше, чем в Кемерово, но сеть более протяжённая. 2 трамвайных депо.

Прокопьевский трамвай. Фото из открытых источников
Прокопьевский трамвай. Фото из открытых источников

7. Красноярский край

Красноярск. 4 действующих маршрута. Обсуждаются перспективы строительства новых линий, обособления трамвайных путей и создания метротрама (по аналогии с волгоградским).

Красноярский трамвай. Фото из открытых источников
Красноярский трамвай. Фото из открытых источников

Ачинск. З маршрута

Ачинский трамвай. Фото из открытых источников
Ачинский трамвай. Фото из открытых источников

8. Оренбургская область

Единственный трамвайный регион, где нет трамвая в самОм региональном центре, а есть в двух городах областного подчинения.

Орск. 4 маршрута (+2 дополнительно в часы пик). Самый популярный вид общественного транспорта в городе. Есть планы строительства новой линии, хотя были моменты (в 90-е и в 2000-е, когда судьба трамвая висела на волоске).

Орский трамвай. Фото из открытых источников
Орский трамвай. Фото из открытых источников

Новотроицк. 5 маршрутов

Новотроицкий трамвай. Столбики очень живописные. Фото из открытых источников
Новотроицкий трамвай. Столбики очень живописные. Фото из открытых источников

9. Ростовская область

Ростов-на-Дону. Одна из старейших в России трамвайных систем. 5 маршрутов. В перспективе - строительство и запуск скоростного трамвая.

Ростовский трамвай. Фото из открытых источников
Ростовский трамвай. Фото из открытых источников

Таганрог. 9 маршрутов. Есть трамвай-музей. Есть даже "Гимн таганрогскому трамваю".

Таганрогский трамвай. Фото из открытых источников
Таганрогский трамвай. Фото из открытых источников

Новочеркасск. 4 маршрута. Без потрясений.

Новочеркасский трамвай. Фото из открытых источников
Новочеркасский трамвай. Фото из открытых источников

10. Свердловская область

Самый трамвайный регион. Единственная трамвайная линия, соединяющая два города.

Екатеринбург. Третья по величине трамвайная система в России. 23 маршрута.

Екатеринбургский трамвай. Фото из открытых источников
Екатеринбургский трамвай. Фото из открытых источников

Верхняя Пышма. 1 маршрут, самая молодая и самая первая междугородняя трамвайная линия в постсоветской России. Трамвай проходит по территории Верхней Пышмы, своего депо пока нет, но строится.

Верхнепышминский трамвай. Фото из открытых источников
Верхнепышминский трамвай. Фото из открытых источников

Волчанск. Самый маленький город в России, имеющий трамвайную систему (Черемушки в Хакасии имеют статус посёлка - хотя по численности населения примерно равны). 1 маршрут, линия однопутная, движение реверсное. В бюджете на будущее планируется выделить средства на обновление вагонов, рельсов, опор контактной сети и самой сети. Для волчанцев трамвай - одна из визитных карточек города.

Волчанский трамвай. Фото из открытых источников
Волчанский трамвай. Фото из открытых источников

Краснотурьинск. 1 маршрут, тоже однопутная линия. Пока что краснотурьинский трамвай себя не окупает, в 2019 году стоял вопрос о закрытии. Однако, что порадовало, жители города выступили против. И трамвай отстояли. У активистов есть сайт и группы в соцсетях. Вообще, радует, что трамвай люди любят - и внимательно отслеживают сейчас любые поползновения. И просто так закрывать систему уже не дают. Надеюсь, воронежский печальный опыт больше нигде не повторится.

Краснотурьинский трамвай. Фото из открытых источников
Краснотурьинский трамвай. Фото из открытых источников

Нижний Тагил. Вторая по величине трамвайная система области после Екатеринбурга. 11 маршрутов, 2 депо. Некоторые маршруты закрывались, но демонтажа линий не было.

Нижнетагильский трамвай. Фото из открытых источников
Нижнетагильский трамвай. Фото из открытых источников

11. Республика Татарстан

Казань. 9 маршрутов. Есть линия скоростного трамвая. Одно время работали 2 встречно-кольцевых маршрута, самые длинные в мире. Есть перспективы строительства новых линий.

Казанский трамвай, схема. Фото из открытых источников
Казанский трамвай, схема. Фото из открытых источников
Казанский трамвай. Фото из открытых источников
Казанский трамвай. Фото из открытых источников

Набережные Челны. Маршрутов больше, чем в Казани - 14. Единственная в России трамвайная система, которая после 2005 г. приросла сразу тремя новыми линиями. И ещё планирует прирастать.

Набережночелнинский трамвай. Фото из открытых источников
Набережночелнинский трамвай. Фото из открытых источников

Нижнекамск. 7 маршрутов, из них 3 временно приостановлены (слава Богу, не отменены). Есть, что не очень типично для нашей страны, один коммерческий маршрут - плата за проезд там повышена, льготы не действуют. В план развития города внесено строительство новых трамвайных линий. Большинство трамвайных путей Нижнекамска обособлены, это приближает нижнекамский трамвай к скоростному.

Нижнекамский трамвай. Фото из открытых источников
Нижнекамский трамвай. Фото из открытых источников

12. Челябинская область

Челябинск. 14 маршрутов. В перспективе - строительство метротрама.

Челябинский трамвай. Фото из открытых источников
Челябинский трамвай. Фото из открытых источников

Златоуст. Самая высокогорная трамвайная система в России. 3 маршрута.

"Високо-високо в горах..." Златоустовский трамвай. Фото из открытых источников
"Високо-високо в горах..." Златоустовский трамвай. Фото из открытых источников

Магнитогорск. Система покруче Челябинской (правда, в Магнитогорске нет троллейбуса). 35 маршрутов. Это не считая специальных и коротких, а так 46 (рекорд для города областного значения). 3-е место в России по количеству трамвайных маршрутов (после сами понимаете кого). Последняя на сегодня новая линия открыта в 2019. Планы развития есть (даже при наличии такой развитой системы).

Магнитогорский трамвай. Фото из открытых источников
Магнитогорский трамвай. Фото из открытых источников
Интересно, а "трамвайное братство" существует? Могут трамвайные системы помогать друг другу? Если бы Магнитогорск помог Ангарску, например?

Усть-Катав. Линия служебная. Используется для обкатки новых вагонов, произведённых на местном заводе.

Усть-Катавский трамвай. Фото из открытых источников
Усть-Катавский трамвай. Фото из открытых источников

Регионы, где есть трамвайное движение в подчинённых городах, но нет в центрах (помимо уже упомянутой Оренбургской области): Вологодская область (Череповец), Белгородская область (Старый Оскол), Ставропольский край (Пятигорск), Республика Крым (Евпатория), Республика Хакасия (Черёмушки).

Ждите статью о самых троллейбусных регионах нашей страны!

Спасибо за участие. Благополучия всем нам и нашему любимому городскому электротранспорту!

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. До встречи!