Славянское население северного ареала пшеворской культуры в период переселения народов разделилось на две части. В западных регионах земледельческое население осталось на прежних местах проживания. И потеряло контакты с античным сообществом. Уровень материальной культуры соответственно сильно понизился. Эта обедненная культура получила название - Лехитская (суковско-дзедзицкая).
Славяне этой группы жили в наземных постройках срубного типа. Вместо покупной гончарной керамики как раньше земледельцы стали для себя лепить примитивные глиняные горшки и миски.
Поселения суковско-дзедзицкой культуры были неукрепленными. Располагались по берегам водоемов. Но, с конца VI — начала VII в. появляются и укрепленные городища. Связано это с появлением княжеской власти.
- У лехитов был своеобразный обряд погребения - золу сожженных останков разбрасывали на выделенных могильниках.
Суковско-дзедзицкая культура возникла на землях среднего течения Одера с бассейном Варты, ранее входившими в пшеворский ареал.
Из этого ареала славяне уже в VI в. осваивают западные районы Польского Поморья и междуречья нижних течений Одера и Эльбы. В землях западнее Одера первые славяне появляются в середине VI в., а массовое заселение происходит во второй половине VI — началу VII в. Низовья Эльбы и смежные приморские области освоены славянами на стыке VI и VI вв. Связано это с тем, что германцы, ранее заселявшие эти места массово переселились западнее и южнее.
При этом славяне ассимилируют остаточное германское население. Возникают смешанные племена. Славяне даже перенимают германские этнонимы как например Ругии - одного из германских племён.
Само расселение славян на бывших германских землях происходит тяжело. Славяне привыкшие к околоречным раздольям вынуждены на лесистых германских землях переходить к тяжелому в физическом плане подсечно-огневому земледелию.
Лехиты образуют несколько племенных объединений:
- поляне
- дедошане
- ободриты
- варны
- вагры
- полабы
- древане
При этом каждое обьединение отличалось от другого своими племенными божествами. Им поклонялись в священных рощах (очень похоже на обычаи италиков).
Лехиты были союзниками Карла Великого в борьбе против саксов.
При этом вели ожесточенные войны с викингами - в частности, с датчанами.
В 30–40-х гг. IX в. восточнофранкский король Людовик Немецкий ликвидировал племенной союз ободритов. В середине IX в. ободриты восстановили союз, просуществовавший до 20–30-х гг. X в. Затем утратили политическую самостоятельность и оказались под властью немецких князей и епископов. Принятие ободритами католической религии и массовая колонизация их земель немцами привели к их ассимиляции немцами.
На территории ободритов известно несколько крупных ремесленно-торговых центров. Например, Старгард и Велиград. Последний именовался датчанами Рериком. В 808 г., как свидетельствуют «Франкские анналы», датчане его сожгли. Вскоре Велиград отстроен славянами заново, и в нем разместилась резиденция князя ободритов. Недалеко от Висмара находится крупное городище, именуемое Мекленбургским.
В конце VI века на землях Лехитов появляются новые славянских переселенцы. Это уже более организованные племена велетов-лютичей. Вел на старославянском означает великан, богатырь.
Они строят укрепленные поселения на 600-1000 человек. У них более совершенное оружие и предметы быта. Даже их горшки красиво орнаментированы и сделаны заводским способом. Среди ученых эти славяне получили название Фельдбергская культура.
Вначале между лехитами и фельдбергцами происходят столкновения. Но вскоре они нашли общий язык и стали смешиваться.
В составе велетов:
- хижане (кессины)
- черезпеняне (цирципа-ны)
- толлензы (доленцы)
- укряне
- стодоране
- редари (ротари)
Велеты оказались самими жесткими противниками насаждения христианства и германского засилья. За что и получили новый этноним - Лютичи (лютые).
Вместе с ободритами лютичи в середине X века смогли организовать отпор немецкой агрессии. Их сопротивление немцы и датчане сломили только во второй половине XI века.