Найти тему
Друг для друга Курск

Знаменская роща станет местом памяти

В Курске, в Знаменской роще, завершились раскопки в рамках межрегиональной экспедиции «Без срока давности». В этом году поисковики обнаружили там останки 164 человек, убитых в годы оккупации города. После того как губернатор Роман Старовойт побывал в роще, пообщался с поисковиками, было принято решение установить там памятный знак.

   За годы раскопок в Знаменской роще обнаружены останки более 3000 человек
За годы раскопок в Знаменской роще обнаружены останки более 3000 человек

«Я считаю, что нужно, во-первых, облагородить эту территорию, огородить ее, а после завершения раскопок, обнаружения всех тел, там нужно установить монумент. Это место должно хранить память о тех, кто был зверски убит и захоронен. Мы, пока живем, должны это помнить», – подчеркнул глава региона.

Напомним, в Знаменской роще недавно завершились раскопки нового захоронения в рамках межрегиональной экспедиции «Без срока давности». Поисковиками найдены останки 178 человек, 50 из которых дети. Большая часть находок была сделана уже в последние дни работы на объекте.

Всего с 2005 года на территории рощи были обнаружены останки более трех тысяч человек. Все они были жестоко убиты в годы немецкой оккупации города Курска.

Роман Старовойт, который побывал в Знаменской роще, признался, что был поражен увиденным. «Очень тяжело видеть реальные многочисленные факты военных преступлений и настоящего геноцида советского народа. Во множественных ямах похоронены взрослые, старики, женщины и дети, – сказал глава региона. – Самое жуткое зрелище – могила младенца: на его останках – следы истязаний. Множество забитых гвоздей! В соседнем захоронении – взрослый, на черепе виден четкий срез: видимо, перед тем как сбросить человека в яму, ему провели трепанацию черепа... Более 50 останков обнаружены с трепанацией черепа, которые, очевидно, сделаны с помощью специализированного какого-то инструмента. Возможно, это дело рук, я даже фамилию не буду называть этого подонка, так называемого немецкого профессора, который орудовал во время оккупации в Сапогово и ставил медицинские опыты».

На призыв Романа Старовойта выехать в Знаменскую рощу с целью осмотра и принятия дальнейших решений оперативно откликнулись председатель регионального правительства Алексей Смирнов и глава города Курска Игорь Куцак. На месте встретились с руководителем центра «Поиск» Игорем Цукановым, который с коллегами работает на этой территории больше 20 лет.

Совместно определили место, где будет установлен монумент, – это территория напротив храма святых царственных страстотерпцев. Служащие в нем и прихожане помогут со строительством памятника и в дальнейшем будут ухаживать за ним.

Уточняется, что концепцию внешнего вида мемориального места разработает Центр компетенций развития городской среды.

Курские жертвы врача-фашиста

Несколько лет назад в архиве Курского УФСБ было рассекречено уголовное дело в отношении генерал-майора вермахта Пауля Керна. Около 300 страниц содержат свидетельские показания о зверствах этого врача.

После того как немецкая армия в 1941-м оккупировала Курск, дома, имущество и ценности большинства местных жителей были разграблены. Люди остались без средств к существованию и были обречены на голодную смерть.

Николай Кононов, занимавший в те годы должность начальника здравоохранения города, давал такие показания: «Я был вынужден остаться на оккупированной территории и работать. Как только фашисты вошли в Курск, везде расклеили приказы с требованием безоговорочного выполнения всех распоряжений. В противном случае – казнь. В подтверждение этого появились виселицы с раскачивающимися на них трупами. Затем немцы стали уничтожать евреев. Их уводили группами за город и расстреливали».

В то время в Курске был расквартирован 48-й танковый корпус немецкой армии. Начальником медицинской службы работал генерал-майор Пауль Герман Керн. «При участии Керна (допускается, что по его приказу) были ликвидированы курская областная больница и единственный родильный дом. Больные были переведены в неприспособленное помещение», – значится в уголовном деле.

8 ноября 1941 года директор курской психиатрической больницы Краснопольский, заведующий ее медчастью Сухарев и заведующий здравоохранением городского уп-равления Кононов доложили Керну, что «в психбольнице находятся около полутора тысяч душевнобольных советских граждан, продуктов не хватает». Они просили оказать помощь в обеспечении продовольствием – к тому времени около 300 пациентов уже умерли от голода.

Из показаний следовало, что «Керн потребовал представить ему список душевнобольных для уничтожения. «Психически больные люди не представляют никакой ценности для общества и подлежат физическому уничтожению, – заявил он. – Нужно избавляться от балласта. Мертвым продовольствие не нужно». В Сапогово Керн послал своего врача контролировать процесс отравления больных».

Сначала пациентам психбольницы давали настойку опиума. Но средство оказалось малоэффективным. Тогда «избавляться от балласта» решили при помощи концентрированного хлоралгидрата (успокаивающее, снотворное, обладает наркотическими свойствами, – ред.). В больших дозах препарат смертельно опасен: вызывает паралич дыхания или сердца.

Тела отравленных складывали на телегу и свозили к бомбоубежищу, расположенному на территории больницы. «В каждую щель бомбоубежища скидывали 100–200 трупов, – давал показания еще один свидетель. – Позы умерших были разные, но у всех были открыты глаза. За две недели захоронили около тысячи тел. Их не закапывали, и собаки растаскивали части трупов по территории. Сам видел, как пес волочил человеческую руку. Во дворе больницы валялся череп с остатками волос. Только весной по распоряжению немецкого командования трупы засыпали землей. Для этого согнали жителей близлежащих сел».

Следователи НКВД установили, что вместе с отравленными и умершими от голода в щели бомбоубежищ сбрасывали и живых людей. Никто не проверял – скончался человек или находится в наркотическом сне. «Ночью мы сидели с медсестрами в кабинете и услышали, как в дверь кто-то скребется, – вспоминала на допросе работница психбольницы. – Когда открыли, увидели грязного обнаженного человека. Оказалось, его спящего сбросили в яму вместе с трупами. Когда он пришел в себя, выбрался из могилы и приполз обратно в больницу».

Следствие посчитало, что подобное не могло происходить без ведома и одобрения генерал-майора Керна. 19 октября 1946 года военный трибунал Московского военного округа приговорил бывшего начальника медицинской службы 48-го танкового корпуса немецкой армии, генерал-майора медицинской службы Керна Пауля Германа к высшей мере наказания. Спустя три месяца его расстреляли.

Дмитрий СИМОНЕНКО, фото Андрея Рыжкова

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1505/new/018493/.

Архив статей газеты ~ № 34 (1505) 22 августа ~ 2023 год.