Приветствую вас, уважаемые друзья, и приглашаю к просветительской теме по клинической психологии, которую в данный период времени осваиваю в Институте прикладной психологии и которой периодически делюсь со своим читателем.
Сегодня мы вспомним типологию личностных расстройств и поговорим о первой группе ЛР, с уточнением терапевтических задачах в работе с расстройствами данной группы.
Для начала вспомним определение...
Что такое личностное расстройство?
Личностное расстройство (устаревшее название - психопатия) (от др. греч. ψυχ — дух; душа; сознание; характер + πάθος — страдание; болезнь - вид психического расстройства, характеризующийся 1. значительным личностным дискомфортом, 2. отклонениями от норм, принятых в конкретной культуре, и 3. социальной дезадаптацией личности.
О личностных расстройствах можно говорить лишь тогда, когда ярко выраженные свойства личности становятся причиной серьёзных психологических страданий, выливаются в наличие большого количества внутренних и внешних конфликтов и приводят к сниженной адаптации.
Личностные расстройства возникают в процессе развития личности и проявляются в позднем детстве или в подростковом периоде.
Классификация личностных расстройств.
Личностные расстройства подразделяются на 3 группы...
1. Демонстративные личностные расстройства (с преобладанием эмоциональных нарушений).
2. Тревожно-астенические (с преобладанием волевых нарушений).
3. Эксцентричные (с преобладанием нарушений мышления).
Сегодня мы разберём 1 группу личностных расстройств - демонстративные личностные расстройства. Приступим...
Группа демонстративных расстройств личности.
К ней относятся: диссоциальное расстройство личности, эмоционально неустойчивые расстройства личности (импульсивный и пограничный тип личности) и истерическое расстройство личности.
Диссоциальное личностное расстройство.
Характеризуется: 1. грубым несоответствием поведения человека установленным общественным нормам, 2. стойким несоблюдением социальных правил общения, 3. нарушением границ окружающих, 4. неразвитым эмоциональным интеллектом, 5. склонностью к различным видам зависимости, 6. отсутствием сочувствия и жестокостью.
Под эмоциональным интеллектом понимается возможность личности распознавать свои чувства, умение с ними обходиться, умение их выдерживать.
Следствие низкого эмоционального интеллекта (когда человек не понимает собственные чувства и эмоции) является отсутствие понимания чувств и эмоций других людей.
Терапевтические задачи в случае диссоциального личностного расстройства.
1. Развитие эмоционального интеллекта: понимание своих чувств, умение их выдерживать, экологично их выражать. С научением распознавания собственных эмоций и чувств, человек научается пониманию чужих чувств, это нормализует правильное отношение к границам других людей.
2. Работа с травматическим опытом.
3. Работа с повышением учебной и профессиональной мотивации человека.
Эмоционально-неустойчивые личностные расстройства.
Этой категории характерны: 1. тенденция действовать импульсивно, не учитывая последствия, между эмоцией - реакцией - поведением проходит очень мало времени, 2. неустойчивый фон настроения и 3. повышенная возбудимость нервной системы.
Напомню: к этому типу личностного расстройства относятся импульсивный и пограничный тип личности.
Импульсивный тип личности характеризуется сниженным контролем над поведением, вспышками агрессии и неоправданной жестокостью в ответ на критику и запреты.
Терапевтические задачи при работа с людьми с импульсивным типом личностного расстройства.
1. Работа с эмоциональным интеллектом.
2. Работа с агрессией (распознание и экологичное выражение).
Пограничное личностное расстройство характеризуется личностной неопределённостью, непониманием своих потребностей, ценностей, интересов, нестабильностью самооценки, невозможностью устанавливать стабильные, не напряжённые отношения.
Клинические психологи говорят о следующей закономерности: чем ниже самооценка, тем ниже способность устанавливать связи с другими людьми, выстраивать близкие отношения.
Терапевтические задачи при работе с людьми с импульсивным расстройством личности.
1. Развитие самооценки.
2. Развитие самопознания.
3. Обнаружение желаний, потребностей, интересов. Умение их учитывать.
4. Развитие способности опираться на себя.
И следующая группа демонстративных личностных расстройств - истерические расстройства.
Истерическое расстройство личности.
Этому виду расстройств характерно следующее: 1. чрезмерная эмоциональность; 2. стремление привлекать к себе внимание; 3 склонность к самодраматизации и драматизации происходящего; 4. эмоциональная лабильность, эмоциональная поверхностность; 5. стремление к постоянному эмоциональному возбуждению (это происходит потому, что у подобных людей отсутствует контакт с собственными эмоциями и для того, чтобы почувствовать хоть что-то, им необходимо чувствовать это ярко).
Терапевтические задачи при работе с людьми с истерическим расстройством личности.
1. Развитие самооценки.
2. Работа над обнаружение своих желаний, потребностей, интересов.
3. Развитие самопознания. Заполняем "дыру внутри" (частая жалоба людей с подобным расстройством) знанием о себе, ощущением своей самоценности.
4. Работа с умением опираться на себя.
5. Работа с проекциями. Люди с истерическим расстройством личности проецируют на других потребность во внимании, в восхищении и любви, соответственно, клинический психолог помогает им взращивать внутреннего родителя, который даст своему внутреннему ребёнку всё, в чём он нуждается. Обнаруживаем в клиенте внутренний источник любви!
На этом, уважаемые читатели, я завершаю обзор первой части большой клинической темы - "Личностные расстройства и терапевтические задачи в работе с разными личностными расстройствами". В следующей статье - продолжение! Приглашаю к освоению важной, полезной темы!
Оставлю читателям адрес авторской страницы на сайте"Психологи В17". Желающие освоить клиническую психологию доступным, доходчивым языком могут подписаться на мои публикации: Алёна Блищенко - все публикации