Найти в Дзене

История русского театра в открытках СССР, 1989 г., часть 9

Оглавление

"А. Н. Островский и театр"; "Ф. И. Шаляпин и Частная опера С. И. Мамонтова"; "Театр сада "Эрмитаж"; "Московский художественный театр" - сегодня я покажу вам эти открытки, под номерами 26, 27, 28, 29, из набора "История русского театра" .

Продолжаю публиковать набор открыток "История русского театра", набор состоит из 32 открыток с работами художника Владимира Семенова.

Текст ниже в статье перепечатан с оборота этих открыток.
Автор текста О. А. Туркестанова.

"А. Н. Островский и театр

Иван Александрович Гончаров, поздравляя Александра Николаевича Островского с юбилеем драматургической деятельности, писал: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "И у нас есть свой русский, национальный театр".
Он по справедливости должен называться : "Театр Островского".

В понятие "Театр Островского" входят не только замечательные пьесы русского драматурга, но и формирование Малого театра с его репертуаром, закулисной эстетикой и актерами. В свою очередь, репертуар и актеры формировали зрителя. Слава пришла к драматургу задолго до появления его пьес на афишах театров. Это было в 1849 году, когда А. Островский вместе с актером П. Садовским читали первую большую пьесу "Свои люди - сочтемся" вслух по домам. А на сцене его пьесы стали жить с 1853 года после первой премьеры "Не в свои сани не садись". Островский не ограничивался только деятельностью драматурга, он был организатором "Общества драматических писателей и композиторов", мечтал о создании народного театра, который мог бы посещать простой зритель. В 1886 году, к радости актеров, А. Островский был назначен заведующим художественной частью московских императорских театров и до конца дней своих трудился на благо русского театра.

Ф. И. Шаляпин и Частная опера С. И. Мамонтова

Московская частная русская опера была создана в 1885 году на средства мецената С. Мамонтова. Сам организатор этого театра относился к музыкальному спектаклю, как к действу, в котором режиссура, декорации и вокальное исполнение взаимосвязаны. В театре Мамонтова надо было быть не только талантливым певцом, но и драматическим актером. На сцене Частной русской оперы пели Н. Забела-Врубель, П. Оленин, В. Петрова-Званцева... Вокруг этого театра объединялись лучшие композиторы, такие, как Н. Римский-Корсаков и С. Рахманинов. Художественное оформление спектакля решали В. и А. Васнецовы, В. Серов, В. Симов и другие известные художники. В Частной опере Мамонтова начал свою театральную деятельность Федор Иванович Шаляпин. Его классический репертуар формировался в исполнении партий из опер "Иван Сусанин" М. Глинки, "Князь Игорь" А. Бородина, "Русалка" А. Даргомыжского. В этом театре Шаляпин работал над образом Бориса Годунова. Именно деятельность Шаляпина в Частной опере Мамонтова подготовила почву для перехода певца на сцену Большого императорского театра.

Театр сада "Эрмитаж"

Во второй половине XIX века в России появляется много частных театров, которым суждено было вести борьбу с монополией государственных театров, что носило, несомненно, прогрессивный характер. Их было три типа: театры-зрелища, театры-дело и театры с серьезной художественной программой. Первый тип театров представлял М. Лентовский. Актер, режиссер, антрепренер, М. Лентовский обладал феноменальной энергией, буйной фантазией и предприимчивостью. Именно он сыграл главную роль в утверждении опереточного театра в России, а также эстрады. 5 мая 1878 года Лентовсий открывает свое самое любимое детище - театр сада "Эрмитаж". В нем работали лучшие художники - Ф. Шехтель, Н. Чехов, К. Вальц. Последний - мастер театральной машинерии - создавал эффекты фантастические. Недаром в 1886 году М. Лентовский строит в "Эрмитаже" театр, который так и назывался "Фантастический театр "Антей". Во времена представлений публика могла увидеть на сцене огнедышащие вулканы, водопады, сражения целых армий. В некоторых спектаклях участвовало 200-400 статистов. Самыми популярными были спектакли "В лесах Индии, по берегам Ганга, в стране белых слонов" и "Стенли в Африке", где выступали акробаты, дрессировщики, укротители, даже театральная труппа, приехавшая из Америки. Вообще при М. Лентовском сам сад "Эрмитаж" являлся как бы большим театром, в котором все было создано для отдыха публики.

Московский художественный театр

14 октября 1898 года в здании театра "Эрмитаж" в Каретном ряду состоялось открытие Московского Художественно-общедоступного театра. Первым спектаклем этого театра была трагедия А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Как только премьера состоялась, всем стало ясно, что родился новый театр, не похожий ни на какой другой. МХТ возник из слияния Московского общества искусства и литературы, руководимого Константином Сергеевичем Станиславским, и Филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первые актеры нового театра - О. Книппер, и. Москвин, М. Лилина, В Качалов - открывали публике драматургию А. Чехова и М. Горького, блистали в пьесах Ж. Мольера и инсценировках Ф. Достоевского.

С 1902 года МХТ начал давать спектакли в здании в Камергерском переулке (ныне проезд Художественного театра). Основу нового театра К. Станиславский точно определил в книге "Моя жизнь в искусстве": "Программа начинающего дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров".

Продолжение следует...

Начало публикации этого набора открыток можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/suite/5720b64e-c0bc-44e6-b5f6-7a11bfe31028?share_to=link

Благодарю за просмотр!

Прошу поддержать мой канал лайками, комментариями и подпиской.
Ваши лайки, подписка и активность в обсуждении очень помогут развитию канала.