Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Четыре «мушкетёра», чьё оружие - забродивший сок

В прежние времена к международным сортам винограда причисляли как раз четыре - «мерло», «шардоне», «каберне совиньон» и «совиньон блан». Позже к ним добавили «пино нуар», что очень спорно, если кого-то интересует мнение официанта. Почему именно столько и почему именно этим выпала такая честь - хороший вопрос, и отчасти это станет понятно, если разобраться, как вообще появились новосветские вина - американские, австралийские, etc. Оз Кларк пишет, что в Новом Свете своё отношение к виноделию - дескать, тамошние умельцы максимизируют использование современных технологий и науки и ставят предпочтения клиентов/гостей/покупателей впереди некоему такому особому, непостижимо традиционному стилю производства. Фундаментальное различие между ними и европейскими специалистами всегда заключалось в том, что в Новом Свете сразу поставили триединую задачу: - делать вина более зрелые, - добиться в них присутствия максимального числа фруктовых нот, - и чтобы при этом бокалы легко опустошались. Другим

В прежние времена к международным сортам винограда причисляли как раз четыре - «мерло», «шардоне», «каберне совиньон» и «совиньон блан». Позже к ним добавили «пино нуар», что очень спорно, если кого-то интересует мнение официанта.

Почему именно столько и почему именно этим выпала такая честь - хороший вопрос, и отчасти это станет понятно, если разобраться, как вообще появились новосветские вина - американские, австралийские, etc.

  • Неевропейские.
  • Грузия и Армения не в счёт; ну так они и считаются не Новым Светом вовсе, а Старым Старым Светом, как иногда в шутку о них пишут.

Оз Кларк пишет, что в Новом Свете своё отношение к виноделию - дескать, тамошние умельцы максимизируют использование современных технологий и науки и ставят предпочтения клиентов/гостей/покупателей впереди некоему такому особому, непостижимо традиционному стилю производства.

Фундаментальное различие между ними и европейскими специалистами всегда заключалось в том, что в Новом Свете сразу поставили триединую задачу:

- делать вина более зрелые,

- добиться в них присутствия максимального числа фруктовых нот,

- и чтобы при этом бокалы легко опустошались.

Другими словами, эти напитки должны были быть, что называется, самодостаточными.

  • Потому что. Старая матушка Европа вечно всё усложняет - под вино нужно вести беседу, почти непременно необходимо что-то есть (итальянские вина - исключение), и только потом проявится весь… э-э-э… шарм.

В большинстве же стран Нового Света винных традиций… эта… не существовало, не существовало.

У них даже приличных сортов винограда не имелось, не говоря уж о том, чтобы кто-то знал, какие условия необходимо создать на винограднике, дабы сначала получить ягоды лучшего качества, а потом такое же вино.

Таким образом. Долгие годы эталонов качества было два - французские Бордо и Бургундия. Веками эти две области считались лучшими в мире производителями красных и белых вин. Мощное, полнотелое красное бордо, более изысканное и субтильное красное бургундское и чрезвычайно ароматное, пикантное, с ореховыми нотами бургундское же белое. Это были законодатели в мире вина всего.

И вот, значит, сперва американцы, прежде всего калифорнийцы, а затем и австралийцы, когда захотели создать собственные высококачественные вина, обратили свой взор, естественно, на эти лучшие французские вина. Условия выращивания винограда в обеих Америках и на Зелёном континенте были разными, но будущие производители привезли из Европы одни и те же сорта винограда и переняли её винодельческие практики. Возглавили это движение калифорнийцы - посадили сорта винограда из Бордо и из Бургундии и начали применять все их методы, в частности - выдерживать вино в новых дубовых бочках.

  • А я вот думаю - если бы кто-то в дубовые бочки залил замечательное кофе капучино с корицей погорячее - их бы потом сразу выкидывали?

В Новом Свете теперь доминировали красные на основе «каберне совиньона» и «мерло» из Бордо и белые на основе «шардоне» из Бургундии. Позже многие начали делать белое на основе «совиньон блан»а из того же Бордо и из долины Луары и красное на основе «пино нуара» из Бургундии.

По достоинству оценили и «шираз» («сира») из долины Роны, но это было чуть-чуть позже.

Исключение из сей французской «азбуки» было одно - «рислинг». Этот сорт рәхәтләнеп привезли в Австралию в 1840-е годы немецкие поселенцы, и - в самых разных условиях - в течение следующего столетия он стал здесь ведущим для производства белого вина. Выращивать «рислинг» и делать Рислинг виноделы всегда пытались в самых прохладных регионах и весьма преуспели в этом в штате Ню-Йок и Канаде, как и в Новой Зеландии, ЮАР и Чили.

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а как же ты, наглый халдей, официантишко, подавальщик, объяснишь, что вина Нового Света не делали из итальянских сортов винограда? Почему там не делали напитки стиля бароло и стиля кьянти?

А я вам отвечу - тут всё просто: они были недостаточно известны. Если о стиле кьянти (и, тем паче, риоха) что-то и слышали, то отнюдь не как о мировых лидерах.

Французы выиграли этот забег за явным преимуществом.