Форма служащего в Российской империи постоянно эволюционировала, лишь к одному разряду государственного человека требования годами оставались неизменны — учителям требовалось одеваться как можно более скромно. Корреспондент агентства «Минск-Новости» проследил развитие педагогического гардероба.
От XIV и выше
В Российской империи вся жизнь чиновника была строго регламентирована. В существовавшей с петровских времен «Табели о рангах» определялось, какие звание и должность способен получить государственный служащий и при каких условиях. Это позволяло привлечь активных и целеустремленных людей из непривилегированных сословий. Двигаться по карьерной лестнице чиновника мог каждый, кто получил хорошее образование и устроился на госслужбу.
Одна из гражданских профессий на службе у государства — учитель средних и высших учебных заведений. Чаще всего их относили к Министерству народного просвещения и называли правительственными. Если первым в названии гимназии или училища шло уточнение «Коммерческое», то такое учреждение уже определяли к Министерству торговли и промышленности со всеми вытекающими правилами.
Еще были духовные и военные ведомства, а также начальное образование. Везде все регламентировалось положениями соответствующего министерства, а порой и собственным уставом.
Выпускник училища и гимназии из неблагородной семьи мог получить «Коллежского регистратора» — младший XIV чин государственного служащего. С этого момента к нему было положено обращаться со словами «Ваше благородие». На деле звание почти ничего не давало, кроме защиты от побоев. Нанесение увечий любому госслужащему грозило суровой карой. Даже если это обычный клерк почтово-телеграфной конторы или учитель рисования в гимназии. Выпускник вуза автоматически получал XII чин «Губернский секретарь».
Форма
Для сотрудников учебных заведений Министерства народного просвещения форма и знаки отличия являлись обязательными. Каждому учителю требовалось иметь минимум четыре комплекта формы: парадную, будничную, зимнюю и дорожную. Причем соответствующую положению в обществе и чиновничьему классу. Подобное регламентировалось «Положением о форменной одежде для чинов ведомства министерства народного просвещения». Основная парадная форма — гражданский полукафтан с шитьем в зависимости от учебного округа, с золотыми пуговицами. Чины выше VI ранга должны были носить парадный мундир. К нему полагались треугольная шляпа и шпага.
В будни надлежало носить двубортный сюртук с отложным бархатным воротником, шестью пуговицами на каждой стороне. На воротник крепили золоченый металлический знак с изображением венка из дубовых и лавровых листьев государственного герба.
Все строго темно-синего цвета. Лишь летом допускалось ходить в дорожной одежде из беленого или небеленого полотна — слишком жарко в суконной форме.
Учителя учебных заведений, дававших начальное образование, не считались государственными служащими. Из льгот они имели только бронь от призыва в армию и возможность отправить детей учиться в гимназию бесплатно.
Доля учительницы
Строго прописанная форменная одежда касалась сугубо мужчин. Учительницы и надзирательницы в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения должны были одеваться в обычную гражданскую одежду. Скромно и неброско. Чаще всего это длинное платье в пол и блузка. Низ — темного цвета, который предпочло учреждение образования. Простая блузка чаще всего белая или серая из небеленого материала. Многие носили единое платье. Во время уроков обязательно надевали белый передник, чтобы не испачкаться мелом. Прическа простая: волосы распущенные либо собранные в косу или узел, зафиксированный шпильками или гребнем. На улицу выходили в неброской шляпке. Допускался минимум украшений. За соблюдением дресс-кода рьяно следили как сами учителя, так и обычные граждане. Любое отступление от норм вызывало порицание коллектива. Неделю могли обсуждать слишком ажурную шляпку или лишнее колечко. В провинции такое событие могло стать поводом для написания заметки в газету!
В престижных заведениях крупных городов наставницы носили покупные платья из дорогих материалов, а на селе чаще всего сами шили для себя одежду.
Продавцы газет легко определяли учительниц в толпе горожан: они стремились выглядеть как можно более скромно, что сильно бросалось в глаза.
Золотые погоны
Попробуем разобраться в рангах и форме наставников Минского реального училища. Оно располагалось у перекрестка Захарьевской и Полицейской улиц (сейчас пересечение пр. Независимости и ул. Я. Купалы). У директора учреждения Ивана Самойло была должность «Действительный статский советник». Чиновник IV ранга! В современной военной иерархии генерал-майор! Если заглянуть в справочник «Список гражданским чинам IV класса», изданный в 1900 г., то окажется, что на госслужбу он поступил в 1863-м, а чин получил в 1884-м. Это максимум того, на что мог рассчитывать директор губернского среднего учебного заведения.
Чином ниже, в ранге «Статский советник», были учителя русского языка и словесности Николай Скляров, немецкого языка Карл Пипер, рисования и чистописания Георгий Осмоловский.
Фото статского советника Георгия Осмоловского удалось найти в интернете. Так буднично выглядел почти любой учитель в дореволюционном Минске — темно-синий гражданский чиновничий сюртук, белая рубашка со стоячим воротничком, брюки, сапоги и фуражка. О принадлежности к определенному ведомству свидетельствуют цвет мундира и эмблемы, а о чиновничьем ранге — погоны. Снимок сделан между 1898 и 1902 гг. Об этом четко говорят золотые погоны. Их ввели осенью 1897-го, а в 1904-м заменили петлицами на сюртук. Рядом с ним его сын-гимназист. В 1902 г. Николай уедет в Москву учиться живописи.
Остальные наставники в реальном училище имели чины ниже V, а то и вовсе не состояли на государственной службе. Можно было вести уроки в дополнение к основной деятельности или даже просто для души, если учитель уважаемый и обеспеченный горожанин или дворянин.
Обращение «Благородие» применялось к низшим чинам с XIV по IX ранг. Потом шло «Высокоблагородие» к VIII-VI чинам и «Высокородие» к V. В бытовом разговоре обычные люди чаще всего называли всех без исключения чиновников сокращенно «Вашродие». Так точно не ошибешься.
Смотрите также: