Об обучении школьников и о подготовке учителей в преддверии нового учебного года говорили в прямом эфире программы «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» ректор Академии последипломного образования, сенатор Олег Дьяченко и ведущие программы Кирилл Казаков и Алена Родовская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Давай с тобой поговорим
Алена Родовская:
— Лето подходит к концу, скоро детям в школу. И у некоторых в связи с этим чуть ли не паника, депрессия. Придется менять режим дня, спать поменьше. Причем нагнетают сами родители. А ведь на 90 % желание ребенка получать знания зависит именно от них. Тем не менее за успеваемость учеников у нас отвечают педагоги. Извечный вопрос о курице и яйце — что же первично?
Олег Дьяченко:
— Нормативно в процессе обучения и воспитания участвуют как минимум три субъекта. Первый — это учреждения образования, которые реализуют образовательные программы. Вторым субъектом выступает сам учащийся. Третьим — родители. Выстраивается триада: родители — учителя — ученик. Семья и школа. Если все они работают сообща, процесс идет нормально.
Алена Родовская:
— Я понимаю, что с ребенком нужно разговаривать. Но вот входит он в сложный подростковый период, когда ты возвращаешься домой — а там кружка не помыта, вокруг беспорядок, сам сидит за компьютером, уроки не сделаны. Так и хочется применить старый дедовский способ воспитания.
Олег Дьяченко:
— Нет, все равно с ребенком надо разговаривать — и учителям, и родителям. С поправкой на подростковый возраст, на нравственный ригоризм молодых людей, даже на нежелание учиться, связанное, допустим, с первой влюбленностью. Когда переходный возраст пройдет и все стабилизируется, а ребенок, уже повзрослев, начнет понимать ценность получения образования, профессии, он скажет родителям и учителям спасибо. Но они должны проявить терпение, суметь его убедить.
Новые программы
Алена Родовская:
— Олег Викторович, вы ректор учебного заведения последипломного образования. Как ведется работа по повышению квалификации учителей?
Олег Дьяченко:
— Уже более 100 000 прошли у нас переобучение, переквалификацию. Ежегодно курсовые мероприятия повышения квалификации посещают 9 000 человек. Еще 13 000 со всей республики охвачены так называемой межкурсовкой — это всевозможные семинары, тренинги, мастер-классы. То есть в целом через учреждение проходят более 20 000 человек в год. В регионах также действуют институты развития образования, которые работают с учителями-предметниками. Каждый педагог раз в три года должен в обязательном порядке пройти повышение квалификации.
Алена Родовская:
— Вы как ректор довольны уровнем знаний учителей, тем, как налажен процесс повышения их компетенций и квалификации?
Олег Дьяченко:
— Я перфекционист, поэтому ежегодно пытаемся улучшить такой процесс. В 2023-м внедрено 30 % новых программ, в действующих обновляем соответствующий модуль, например по гражданско-патриотическому воспитанию, по идеологии белорусской государственности.
Сегодня актуальны вопросы инклюзивного образования. У нас ведь более 100 000 деток с особенностями психофизического развития. Нужно работать с педагогами, чтобы они не боялись войти в класс, где есть такие ребята. Большое внимание уделяем этому направлению.
Также в 2023-м ввели программу переподготовки для тех, кто не получал специального педагогического образования, но имеет высшее. Допустим, инженер без педагогического образования решил работать в школе, которой нужны учителя математики, физики. Он приходит к нам и в дистанционной форме в течение года (там более тысячи часов) проходит соответствующую переподготовку. Такую программу реализуем в Беларуси впервые.
«Колдуны педагогики»
Кирилл Казаков:
— Итак, учителя у нас подготовленные, всё время повышают квалификацию. Почему же не теряет актуальности репетиторство? Выскажу свое мнение: в определенной степени действует маркетинг. Люди, желающие заработать, рекламируют себя на каких-то площадках, где утверждают, что они, мол, научат лучше, дадут больше знаний и так далее. И это действует. К слову, в 2020 году многие из этих репетиторов и руководителей подобных школ ходили по улицам и махали бело-красно-белыми тряпками. Как бы то ни было, но, когда ребенок доучивается до 9-го или 11-го класса, у родителей возникает дилемма: нанимать репетитора или же достаточно будет учителя школы?
Олег Дьяченко:
— Не надо думать, что репетитор — это некий волшебник, колдун педагогики. Что он чудесным образом сможет вложить в сознание или подсознание необходимый объем знаний. Нет! Если твое сознание как ученика закрыто, если нет мотивации освоить это знание, ничего не получится. Можно сколько угодно менять репетиторов — один не подошел, второй, третий… Знаний не прибавится. Очень многое ведь зависит от самого ученика. Я встречал учащихся, которые без всяких репетиторов, зная требования вузов к поступающим, самостоятельно с успехом изучали необходимую учебную программу.
Еще и деньги платят
Алена Родовская:
— Многие бюджетники делятся тревогами. Дескать, они столько сил вложили в учебу, кто-то преодолел высокий конкурсный барьер при поступлении, а после окончания вуза их могут распределить в глухую периферию.
Олег Дьяченко:
— Ничего страшного в этом нет. Я выступал и выступаю за предоставление первого рабочего места молодому специалисту по любой специальности. Потому что после учебного заведения мы выпускаем, по сути, стажера, и ему нужно закрепить полученные знания на практике. Два года у молодого специалиста гарантированное рабочее место с полным соцпакетом. За это время можно полностью освоить профессию. Это очень важно. А два года, поверьте, пролетят быстро.
Кирилл Казаков:
— Мы часто платим большие деньги за разные курсы, чтобы научиться какой-нибудь специальности — переводчика, таксиста, криптобиржи изучаем, еще что-то… А тут молодой человек приходит только с теоретическими знаниями на практику, которую ему предоставляет государство. И за это ему еще деньги платят. Кроме того, в большинстве случаев обеспечивают жильем.
Костюм со значком
Кирилл Казаков:
— Как вы, Олег Викторович, относитесь к идее формы для учителей?
Олег Дьяченко:
— Я считаю, что в школах должен быть деловой стиль по четко прописанным параметрам женского и мужского костюма. И как идентификатор принадлежности к учебному заведению необходимы небольшие значки. Причем очень важно, чтобы и сами учителя их носили, транслируя через эти символы любовь к своему учебному заведению, причастность к профессиональной корпорации учителей, готовность быть частью этой команды.
Алена Родовская:
— Лично я только за, чтобы у педагогов были отличительные знаки в их деловых костюмах. Ведь сейчас учителя настолько прекрасно выглядят, что, заходя в школу к сыну, я порой не различаю, кто идет — девятиклассница или учительница.
Сделано в Беларуси
Алена Родовская:
— Накануне мы прошли по торговым объектам, реализующим товары для школьников, и, несмотря на приближение 1 сентября, не обнаружили ажиотажа.
Олег Дьяченко:
— Если в свое время к школе в основном закупались в одном-двух магазинах, то сегодня и школьные базары работают, и ГУМ с ЦУМом к началу учебного года сориентированы на работу с этой категорией. Так что приобрести необходимые для школьника вещи вообще не проблема.
Кирилл Казаков:
— К тому же наше государство и общественные организации проводят акцию «Подготовь портфель для первоклассника». Так что, кажется, в стране не осталось ни одного ребенка, который еще нуждался бы в школьных принадлежностях.
Алена Родовская:
— Когда, заходя в магазин, мы видим многообразие канцелярских товаров, невольно думаем: «Вот бы в нашем детстве был такой выбор!»
Олег Дьяченко:
— А ведь у наших родителей не было того, что было доступно нам. Бабушки и дедушки в военное и послевоенное время и вовсе на клочках бумаги писали, когда уроки делали. Так что это нормальный эволюционный путь — дети должны жить лучше родителей.
Кирилл Казаков:
— Многие говорят, что так, как белорусы живут последние 30 лет, они не жили никогда до этого. С этим не поспоришь. Потому что и технологически, и в плане потребления, в том числе тех вкусных продуктов, которые мы можем купить и попробовать, так оно и есть.
Алена Родовская:
— А главное достижение прошедших 30 лет — мы научились любить свое и гордиться этим, потому что «сделано в Беларуси» — знак качества.