«Парадоксальным образом наш пациент тянется к добру через парадоксальную тягу к злу».
Сегодня поговорим о том как насилие порождает насилие.
«Заводной апельсин» – картина про дефектного и ожесточенного юношу Алекса – любителя молока, Бетховена и старого, доброго ультранасилия. Вскоре, из-за своих «друзей», которым он некогда затыкал рты, он попадает в тюрьму.
В Тюрьме на Алексе испытывают перевернувшее его сознание лечение методом «Людовико». Теперь он испытывает отвращение не только к насилию, но и всему, что с ним связано.
Несмотря на достаточно сумбурную и непривычную обстановку, происходящую в фильме, включая поведение персонажей, виден пугающий, анархичный мир насилия и жестокости. Пленяют и приводят в ужас глубокие взгляды Алекса, будь они наполнены счастьем, ужасом или гневом. Также почти каждый из персонажей, в какой-то момент вызовет отвращение. Но при этом, благодаря гениальной актерской игре Малкольма Макдауэлла и перфекционизму Стенли Кубрика, моментами испытывается жалость к Алексу, тогда ты понимаешь, что он не полный ублюдок, он умен и слушает классику. А сцена, где Алекс фантазирует о смерти и боли под девятую симфонию Бетховена демонстрирует
мастерскую раскадровку и максимально раскрывает его как личность.
Ключевая идея киноленты – Свобода мысли и выбора, сохранение человечности. Метод «Людовико» лишает Алекса свободы выбора пути нравственности. Справедливое наказание для грязного психопата – тюрьма, в которой он сам выбирает свои мотивы. А лечение «Людовико» – совершенно негуманная операция, которая ничего не поменяла бы, даже если заключенному внушили любовь к добродетели. Не имея права выбора, он останется заводным апельсином и пленником физической боли.
«Главное для нас – разгрузить переполненные тюрьмы» – говорит губернатор, зарождая в Алексе фальшивое милосердие и беспомощность.
Кубрик показал обе стороны монеты, продемонстрировав свое отвращение к абсолютно любой форме насилия.