В первой части рекомендаций мы поговорили о том, как пополнить свои предметные и методические знания начинающему педагогу.
Теперь обсудим некоторые базовые общепедагогические вопросы.
В отличие от предыдущего поста, здесь будут более широкие рекомендации.
При этом нужно учитывать, что стиль, техника и философия преподавания у разных учителей и репетиторов могут сильно отличаться. Поэтому универсальных советов не существует. Были только два вопроса, по которым у большинства моих коллег было некоторое единодушие.
С них и начнём.
Как ни странно, первый совет тоже связан с предметной деятельностью. Точнее, межпредметной.
Вам необходимо знать, как именно математика связана с остальными школьными дисциплинами, и понимать последовательность тем не только в алгебре и геометрии, но и, например, в физике и информатике. Хотя бы в общих чертах.
Для этого не обязательно прорешивать учебник физики или учиться программированию, как мы советовали в предыдущем посте. Но вам нужно понимать важность того, что иногда графики нужно строить не только в осях координат x и y, а также, например, в осях p и V. Что неизвестную в уравнении полезно обозначать не только через x. Что среди всех степеней желательно знать наизусть именно степени двойки.
Такой подход поможет ученикам развивать свои математические навыки не только непосредственно на ваших занятиях, но и вовремя других уроков.
Есть и другая причина посмотреть на сторонние дисциплины. Знание математической составляющей в других предметах позволяет иногда зацепить учеников. Подобные математические крючки есть в методической копилке любого опытного педагога.
При этом мы говорим не только про очевидные связи вроде тем «Масштаб» или «Промилле» в 6 классе, которые тут же могут применяться в географии. Или про использование в химии классических задач на смеси, сплавы и растворы. Или про генетику в биологии (в более продвинутых случаях это могут быть простые числа и цикады, подсолнухи и Фибоначчи).
Но, к примеру, в литературе тоже можно найти что-то математическое.
«Сад расходящихся тропок» Борхеса отличная метафора для фракталов. Богатая тема для обсуждения – математика в романе Замятина «Мы». Или Пьер Безухов и его математические упражнения (а там можно выйти на связь числа 666 и чисел на рулетке в казино). А какая драма разыгрывается вокруг теоремы о бесконечных обезьянах в рассказе Мелона Рассела «Несокрушимая логика»! Кстати, многие ли из педагогов слышали, что большинство из тех, кто имеет профессиональное математическое образование, отлично знает год рождения Л.Н.Толстого?
Это первое, что сейчас пришло на ум. По мере вашего становления в профессии у вас будет всё больше и больше подобных наблюдений и соответственно педагогических инструментов.
Другое общее место в советах коллег, с которым я полностью согласен, – это голос.
Нужно стараться как можно раньше научиться эффективно работать со своим голосом. Это один из главных инструментов педагога.
Мы говорим здесь про дикцию, диапазон, тембр, полётность, выносливость, силу, гибкость, объем и полноту. Со всеми этими характеристиками голоса нужно поработать заранее. Отчасти сюда можно включить и грамотность речи, хотя это относится немного к другой категории.
Можно, конечно, самостоятельно заниматься всеми этими вопросами. Но я рекомендую найти профессионального педагога и пару месяцев позаниматься с ним. Он поможет устранить ваши явные речевые недочёты и даст необходимые рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе. Всё-таки в этой области довольно много тонкостей, которые сложно уловить, обучаясь по роликам из ютуба. Даже те же скороговорки нужно уметь грамотно проговаривать, а не просто быстро и как попало. Должен быть человек, который поможет скорректировать выполнение подобных упражнений.
Если же опытный и профессиональный педагог не по карману, то достаточно обратиться к недавнему выпускнику какого-нибудь театрального вуза. Работа с голосом – это обязательная часть актёрской профессии, поэтому многое можно почерпнуть у них.
Нужно добиться того, чтобы вы научились получать удовольствие от того, как вы говорите. Правда, тут есть побочный эффект. В какой-то момент вы станете слышать речевые недочёты других людей, но при этом начнёте отделять содержание речи от её формы.
Ещё обязательно уточните у преподавателя, как лучше всего восстанавливать голос после тяжёлых нагрузок или после болезни. Здесь я не буду писать всё, что мне советовали по этому вопросу. Слишком много разных рекомендаций. Вам же будет достаточно спросить у своего педагога и следовать его советам.
В общем, берегите (и тренируйте) голос смолоду.
От себя ещё добавлю про пользу занятий вокалом. Это, конечно, развивает немного иные аспекты голоса (не будете же вы петь ученикам теорему Пифагора), но тоже в какой-то мере позволяет поставить правильное дыхание и натренировать голосовые связки.
Дальше будут рекомендации, которые не являются общим местом. То есть я перечислю какие-то полезные инструменты, которым можно заранее научиться, но насколько это пригодится именно в вашей работе, сказать сложно. Многое зависит от того, каким вы ощущаете себя педагогом, на что планируете делать упор в своей практике.
1. Слепая печать на русском языке.
Полезно, если вам предстоит много переписываться. Или печатать много документов. Или вести свой блог. Со стороны слепая печать может казаться какой-то магией, но по факту этому можно научиться за пару месяцев регулярной практики. Лично мне хватило этого срока и ежедневных 10-минутных упражнений в приложении Stamina. Но нужно понимать, что этот навык довольно быстро теряется, поэтому лучше сразу понимать, как вы будете в дальнейшем его поддерживать.
2. Офисные приложения и Latex.
Включу сюда и знакомство с приложением Latex. Это главное приложение для верстки научных статей. Но это больше пригодится учителям математики, которые планируют разрабатывать собственные материалы.
Про офисные продукты вроде Word, Ехсеl, думаю, и так все понимают. Довольно много времени уходит на работу с ними, поэтому полезно сразу научиться грамотно ими пользоваться.
3. Иностранный язык.
В первую очередь мы говорим, конечно, про английский. Изучение любого иностранного языка довольно трудоёмкое дело. Но здесь открывается пространство для преподавания на изучаемом языке. Подготовка к SAT, GMAT, а также работа в специализованной школе – всё это позволит вам кратно вырасти как преподавателю математики.
4. Скетчинг.
Или, иными словами, техника быстрого рисунка. Много раз видел, как умеющие рисовать педагоги использовали свои навыки в работе, причём порой самым неожиданным образом. Не могу сказать, как и где лучше всего этому научиться, так как не владею подобными техниками. Но в отличие от академического рисунка, этому точно гораздо проще научиться.
5. Сторителлинг и режиссура.
Искусство рассказа – важное умение для любого педагога. Это может быть как главным приёмом в работе преподавателя, так и просто как приятное дополнение к другим техникам. Любой материал можно подать формально и шаблонно, а можно попробовать как-то драматургически раскрутить.
Сюда же можно включить и знания, касающиеся режиссуры и динамики уроков. Желательно заранее изучить различные формы его проведения. Далеко не факт, что вы в работе всё это будете использовать, но иметь несколько козырей в рукаве в виде необычно построенного занятия всегда полезно.
Изучение этих областей нужно не только для того, чтобы мгновенно использовать всё это в работе. Думаю, у каждого педагога может быть свой список того, что, по их мнению, нужно изучить. Всё это важно с других точек зрения.
Во-первых, каким бы вы ни были профессионалом своём предмете, нужно всё же стараться полностью в него не зарываться. Возможно, перечисленное выше так и не пригодится в вашей преподавательской деятельности, но зато может стать вашим хобби и отдыхом от основной работы. Кстати, поэтому здесь главное правило – вы должны получать удовольствие от изучения этих практик.
Во-вторых, вам нужно постоянно быть в шкуре обучающегося. В преподаваемом предмете вы постепенно станете профессионалом. Трудности первых шагов сотрутся из памяти. Курсы повышения квалификации, даже если они не профанируются, не дают ощущения знакомства с совершенно новым материалом. Только понимая всю сложность и зыбкость получения нового знания вы сможете качественно преподавать. И научитесь главному качеству педагога – безграничному терпению.
Теперь список полезных книг:
«Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки» (Браун Питер)
«Дисциплина без стресса. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться» (Маршалл Марвин)
«Педагогическая поэма», «О коммунистическом воспитании» (Макаренко А.С.)
«Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей» (Дуг Лемов)
«Руководство к образованию немецких учителей» (А. Дистервег)
«Великая дидактика» (Ян Амос Коменский)
«Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников» (Джон Хэтти)
«Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» Кэрол Дуэк
«Витя Малеев в школе и дома» (Носов Н.Н.)
«Человек как предмет воспитания» (Ушинский К.Д.)
«Теннис как внутренняя игра» (У. Тимоти Голви)
«Думай медленно… решай быстро» (Даниэль Канеман)
«Республика ШКИД» (Белых Г.Г. и Пантелеев Л.)
«Пиши сокращай. Как создавать сильный текст» (Ильяхов М.)
«Практическая педагогика. Азбука НО» (Зицер Д.)
«Воспитание воли школьника» (Селиванов В.И.)
«Учение с увлечением. Секреты любви к учебе» (Соловейчик С.Л.)
«Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… пока» (Станислас Деан)
«Современное обучение. Практическое руководство» (Дж. Петти)
Специально включил в список очень разношерстные книги из разных педагогических систем, а также несколько художественных, да и просто полезных для педагогов книг. Читать их можно в любом порядке. Некоторые книги имеют немного провокационный и дискуссионный характер. Но тем лучше. Помимо классики полезно иногда ознакомится и с современными разработками.
Конечно, можно было бы перечислить больше книг. Но пусть лучше это будет двадцать книг, но которые вы гарантированно прочитаете, чем двести, которые будут скорее пугать своим объёмом.
Содержание книг, а также почему начинающим преподавателям полезно прочесть именно эти книги пока оставлю без комментариев. Это слишком большая тема для разговора, поэтому лучше вы сами их прочтёте и сформируете о них своё мнение.
На этом пока всё. В заключительном посте мы поговорим о тактике дальнейших действий для начинающего преподавателя математики.
Начинающим преподавателям математики (Часть 2. Педагогика)
25 августа 202325 авг 2023
383
8 мин
2