Найти в Дзене
VATAN

Ппел Ас-пеласг и Ал-лезг (алпанец)

39

Ппел Ас и Ал

Третье правило эвелимжи

Оно наиболее странное и загадочное. " Ты, кто спустился с Рагь (рагь экIидай пад) на самое дно (кьзил кlан) Дэне, войдёшь в неописуемое и станешь невозможным".

Можно сказать, что именно с этого правила и начинается оригинальный философский подтекст учения тагьар, местами просто трансцендентный, то есть за пределами всего, что может вообразить и знать человек.

Как вы знаете из лезгинской мифологии, первым, кто посетил дно творения был Рагь, чьи лучи прозрения и великой мудрости осветили стену Зумлуса, положив начало ментальному формированию мира.

Вторым был Алпан, запустивший его разумное рождение.

Третьим, оказался Яру Ба, дух-предок, воплощение чистой формы исан, дифференцированное начало всей земной материальности Гена, давший жизнь Кас Буба, первому родоначальнику людей. Один из отцов-основателей эвелимжи Пуд Хlет, так и толковал суть мистерии-учения пелазгов, покровителей Орфея: достичь Яру Ба и войти в солнце, истинный Рагь, называя такое состояние тагь (идущий путем истины) Ппел Ас. А если мудрец и "меченосец духа" преодолевал и Кьитун, то становился Ал.

Я не смог достаточно точно перевести последний термин, давший приставку-титул верховным гьуцар лезгинского пантеона. Но в контексте учения Ирида, Ал(ом) величают ищущего, вышедшего за пределы как человека, так и богов. По словам эвелимжи, Ар Фей (Орфей,- буквальный перевод имени, "каждый идущий к Нему") достиг в нисхождения в Аид тайной стоянки Яру Ба, тем самым отменив смерть, Кьитун, и как следствие, вернув к жизни Эвридику. Далее, легенда правдиво повествует о том, что он нарушил табилар, правило духовного равновесия, обернувшись (назад) и потому, не смог пройти за пределы Всего, к трансцендентному Ал, вернувшись на землю, как просвещенный Ппел Ас (пеласг).

-2

Если состояние Ппел Ас более-менее понятно, давая некое бледное представление о всеохватной, неостановимой мощи духа во тьме, то идеома или даже намек на некий непредставимый процесс в виде физически-духовного преобразования Ал, вызывает ступор тем, что превосходит всё мыслимое человеком и более того, всё сотворенное богами-гьуцар. И здесь, в этой точке пути тагьар, в этом моменте самовыковывания ищущего, Ирид говорит, что Кас, по-настоящему начинает осознавать то сокровище духа и материального тела, что дал ему Всевышний Четырехцветный. Кас перестает быть игрушкой природы, он тот, кто равен Ей и столь же могуществен; он перестаёт быть игрушкой богов-гьуцар, в их тысячелетних планах и замыслах на шахматной доске вселенских сил. Кас Ал есть сам Игрок, подмастерье Вечного, плетущий узор реальности по воле Всевышнего Неведомого, Чинтидад.

То есть, выражаясь по-простому, человек становится самим собой в полноте реализации.

-3