«Яндекс Карты» обновляют панорамы всех улиц Омска и впервые снимают панорамы пешеходных зон, чтобы жителям города было проще ориентироваться. Теперь в слое панорам в «Картах» можно будет увидеть не только снимки, сделанные с дорог, но и актуальные панорамные фотографии парков, скверов, дворов.
Мы встретились с ребятами из «Яндекса» сегодня утром, на одной из «визитных карточек» Омска — улице Чокана Валиханова. Знакомьтесь, Артур и Николай. Они приехали к нам из Тюмени и уже почти месяц каждый день ездят по городу, снимая панорамы улиц. Ребята снимают почти без выходных, по 6-9 часов в день, это зависит от погоды и дорожной обстановки.
На Валиханова мы устанавливаем камеру на машину, протираем линзы, включаем оборудование — всё! Поехали. Николай делает пробный снимок, теперь точно готово. Едем.
— Омск — не первый город в вашем рабочем маршруте? Где вам довелось снимать?
— Были в Казахстане, Туркменистане. В России снимали Орск, Уральский хребет, Тюмень (это наш родной город). Мы работаем группами. Каждая группа едет в свой район, одни наши коллеги поехали на Алтай, другие — снимать Урал. Омск для нас — последний город в этом году, потом нас ждёт конец сезона и долгожданный отдых.
— Когда едете к очередному городу, снимаете трассы, леса, поля?
— Поля и леса не снимаем, там обычно отсутствует GPS-сингал. А так, да, снимаем примерно 20-30 километров от города. Различные посёлки, например, Дружино, Лузино, Береговой — всё это мы отснимем до конца работы в Омске.
— На съёмку города требуется какое-нибудь разрешение? Были ли случаи запрета и сталкивались ли вы с агрессий или негативом?
— Да, организация просит разрешение на съёмку. Проблем в России с этим обычно нет, а вот в Казахстане были небольшие недопонимания, но это в основном от неинформированности сотрудников полиции. Всё это решалось.
— Сколько занимает съёмка одного города?
— В Омск мы приехали на 2 месяца. Всё зависит от погоды и дорог. Если идут дожди, мы снимать не можем, ждём, когда погода наладится, или едем в соседний город, если по плану такой имеется. Так получилось у нас с Тюменью. Собирались туда, а там дожди, пришлось изменить маршрут и поехать в Тобольск. Город небольшой, отсняли за 9 дней, а Тюмень — за 2 месяца.
— Как организованы съёмки?
— Перед началом мы строим в приложении маршрут, смотрим, где закрыто движение, идут дорожные работы, и самое главное — смотрим прогноз погоды. В центре города мы снимаем каждые 15 метров, основные и второстепенные дороги — каждые 30, дворы — 5, а трассы и объездные дороги — 150 метров.
— В этом году на панорамы впервые попадут пешеходные зоны. Как их снимают?
— Это мы делаем вместе с пешими коллегами, у нас с ними разные маршруты. Что-то делаем мы, что-то — они.
— Когда кончается сезон? Что вы делаете после наступления сезона дождей и снега?
— Мы снимаем примерно до октября, может быть, и позже, но это только в южных районах. В прошлом году в ноябре работали в Казани. Было очень трудно — дожди, грязь, постоянно протираешь камеры. Было много простоя. После завершения командировки у нас отпуск. Там можно подумать, что делать дальше.
Всего сервис снимет более 1 300 километров улиц и 334 километра дворов Омска.
— Узнают ли люди машины «Яндекс Карт»? Пытаются ли нарочно влезть в кадр, рукой, например, помахать?
— Да, конечно. Проблема, в том, что «Яндекс Карты» замазывает лица при публикации панорам. Бывает и обратная реакция. Люди думают, что мы снимаем правонарушения, но мы всё объясняем, и вопросы исчезают.
— Вы были во многих городах. Назовите свой топ-3 лучших.
— Астана, если брать Казахстан, и Алматы, там прекрасные горы Алатау. Тюмень — мы сами оттуда, ну и Казань — там и пешеходная зона красива, и Кремль.
— Вам нравится ваша работа?
— Мне нравится водить (Артур).
— А мне нравится кататься (Николай).
— Бывало такое, что на ваш автомобиль кто-то засмотрелся и случилась авария?
— Да, вроде нет. Обычно, всё проходит гладко.
Мы прокатились с Артуром и Николаем по улице Масленникова и вернулись на Валиханова, где ждал руководитель отдела по пешим панорамам Игорь. Он приехал из Москвы для организации съёмок туристических пешеходных маршрутов, дворов и других важных мест, куда машина не доедет.
Пешеходная съёмка осуществляется с помощью монопода, который оснащён камерой на 360 градусов. Он крепится на пояс к человеку, который ходит по городу. Пешеходу выдается задание на обход: несколько полигонов, по которым он должен пройти в этот день.
«В Омске у нас было около ста полигонов для работы. В каждом полигоне — 200-600 точек интереса. Мы стараемся отснять как можно больше достопримечательностей, а также не забываем про дворы и подъезды», — рассказал Игорь.
На панорамах улиц пользователи могут виртуально перемещаться по городу. Эффект прогулки создается тем, что панорамы сменяют друг друга — пользователь как будто идёт по улице. Для быстрой загрузки «Яндекc Карты» загружают не всю панораму целиком, а только видимый пользователю фрагмент.
В Омске отсняли чуть больше 50 000 фотографий, а в Москве — больше 500 000. Работали с мая до середины августа.
— Часто ли выходит оборудование из строя?
— Часто. Бывает фотограф заденет линзу камеры веткой, бывает камера упадет на землю. Все эти моменты мы стараемся быстро исправить.
— Как вам в целом Омск? Дороги? Дворы? Агрессивное ли у нас вождение?
— Дворы, честно скажем, не в лучшем состоянии. Но так везде, а так город красивый, спокойный. Исторический центр очень понравился. «G-Drive Арена» очень понравилась, но мы ещё не смогли туда попасть. Постараемся это сделать. Водители у вас спокойнее, не сигналят, ездят аккуратно. В Челябинске водители ведут себя наглее.
— Есть такое мнение, что в Омске одни из лучших дорог в Сибири. Так ли это?
— По основным улицам не поспоришь, очень приятно ездить.
Одна из особенностей нашего города, кстати, удивила гостя из столицы. Игорь отметил, что в центре Омска практически нет голубей.
Читайте также на портале Om1.ru