Мне довелось посмотреть на закрытом предпоказе первый за многие годы художественный фильм «На другом берегу», который раньше по-рабочему назывался «Мы – едины». Дело в том, что за последние 5 лет «Беларусьфильм» не выпустил ни одного полноценного фильма. Хорошо это или плохо? Это не просто, производство коммерческих фильмов требует существенных затрат, которые, ещё, могут и не окупиться. Неспроста тематикой будущего шедевра была выбрана историко-политическая тема оккупации части Западной Беларуси Польской империей. Я считаю, что получившийся фильм необходимо смотреть со знанием исторического бэкграунда, хотя можно и без него. Отсутствие знаний об историческом периоде 1921–1939 годов может сыграть даже положительную роль, поскольку авторы фильма попытались выстроить нить повествования вне истории, опираясь на эмоционально-этическое восприятие происходящего на экране зрителем.
Давайте познакомимся с историческим бэкграундом вместе. Если в двух словах: Польша долго захватывала территорию Беларуси, и смогла захватить её часть в 1921 году. В 1939 году Беларусы воссоединились в результате освободительного военного похода, и живут в единстве до сегодняшнего дня. Это очень кратко. Дальше будет длинная историческая справка которую для удобства пролистывания я сделаю курсивным шрифтом, вы можете её пролистать до первого изображения.
События фильма происходят во временные рамки с 1921 года по 1939 год, когда в результате советско-польской войны и подписания Рижского мира часть территорий Западных Беларуси, Украины, Лиетувы вошли в состав Польской Республики. Причиной для войны стали реваншистские настроения в кругах польских элит, которые на протяжении столетия мечтали о восстановлении Речи Поспалитой в границах 1772 года. Речь Поспалитая – это такая империя 16–18 веков, метрополией в котором выступали Польские земли, а колониями – восточнославянские и балтские земли. Государствообразующим этносом в Речи Поспалитой была привилегированное меньшинство – шляхта, принадлежность к которой определялась имущественным принципом. Фактически – кто богатый, тот и поляк.
В отношении колонизированных земель и народов польская шляхта проводила политику этноцида, разрушая сложившиеся в средние века государственные восточнославянские и балтские институты, и препятствую складыванию новых. При этом, в государстве не сложилось крепкой централизованной системы государственного регулирования, а её функции выполняли так называемые магнаты – наиболее богатые и влиятельные шляхетские семьи. Фактически в стране был установлен беспрецедентный политический режим – шляхетская анархия. От действий такого режима страдало и само государство, и простой народ, одним из проявлений чего будут очень частые крестьянские восстания, и беспрерывная почти сорокалетняя гражданская война.
Это государственное образование де-факто прекратило своё существование в результате вмешательства соседних государств – Пруссии, Австрии и России в 1772–1795 годах. Белорусские земли вошли в состав Российской империи, а на их территории продолжал действовать Статут ВКЛ 1588 года вплоть до шляхетского восстания 1830 года. Положение крестьян в это время не сказать, что бы сильно улучшилось, поскольку крепостное право сохранялось, и в отдельных моментах даже было усилено. Но стоит отметить, что с вхождением наших земель в состав России жизнь простого человека стала безопаснее и спокойнее, кроме того, с вхождением в общероссийский рынок несколько улучшилась экономическое благосостояние. Фактически, российская администрация очистила торговые пути от большого числа разбойников и грабителей, обезоружила шляхетский рэкет, открыла рынки. За время нахождения в составе Российской империи появилась и выросла белорусская национальная интеллигенция и элита, которая в начале 20 века сформулировала основные идеи будущего независимого белорусского государства. Такой поворот не был бы возможен, например, во время нахождения наших земель в составе Речи Поспалитой.
Всё закончилось с крушением Российской империи и появлением на её месте нового советского государства. Пользуясь ослаблением России, польские реваншисты вступили в сговор со странами Антанты, которые преследовали цель вернуть силовым путём Российскую империю в Первую мировую войну, и, позже, получить от советского руководства гарантированные ещё царём выплаты. Обученная и оснащённая англо-французским правительством польская армия смогла укрепиться на части земель Беларуси и Литвы, а не имеющие возможности их вернуть большевики пошли на подписание в 1921 году Рижского мирного договора.
На оккупированных Польше белорусских землях проводилась политика, получившая название «санации» т. е. «оздоровления». Под оздоровлением здесь понимался комплекс мер, направленных на борьбу со всеми антипольским. В категорию антипольского попадали: православие, белорусский и русский языки, система белорусского национального образования и культуры. Фактически возрождённая Речь Поспалитая вернулась к политике этноцида белорусского народа. На территории Западной Беларуси действовали коммунистические и национально-белорусские партии, которые, при этом, не допускались до выборов в польский сейм. В исторической литературе достаточно подробно рассмотрены факты уничтожения белорусской культуры на оккупированных землях, но конец у этой истории мажорный.
Руководство Польши с 20-х годов приняло решительный курс на милитаризацию экономики, а в 30-е годы Польша рассматривалась серьёзным геополитическим игроком и соперником. Проводимая политики польского правительства опиралась в том числе на союз с гитлеровской Германией, вместе с которой они «разорвали» Чехословакию. Дипломатические отношения с Советским союзом при этом носили исключительно формальный статус, и неоднократно находились под угрозой срыва и новой войны. Польское руководство неоднократно игнорировало обеспокоенность советского руководства положением православного и белорусского населения на территории Западной Беларуси. В советском союзе действовала широкая польская агентурная сеть. Ответом на это, например, стал в том числе и «сталинский террор», жертвами которого зачастую становились представители польской национальности.
Заигрывание с фашизмом, и попытки Польши «усидеть на двух стульях», привели к обострению внешнеполитической обстановки в Европе, результатом чего стало вторжение германских войск на территорию Польши. Гитлеровцы за две недели смогли сломить далеко не самую слабую европейскую армию Польши, и уверенно двигались по всей её территории, которая на тот момент заканчивалась недалеко от Минска. Что бы не допустить оккупации германскими войсками территории Западной Беларуси Красная армия начала свой освободительный поход 17 сентября 1939 года.
Стоит отметить, что этому походу предшествовали и подписанный в августе 1939 года секретный протокол министров иностранных дел Германии и Советского Союза о «разделе сфер влияния в Европе», и обращение польского правительства к советскому союзу с целью оказания военной помощи. Но стоит помнить и про другое, что всем этим событиям предшествовал и Мюнхенский сговор 1938 года, по которому был осуществлён раздел Чехословакии и западные государства утвердили своё видение «сфер влияния в Европе». Мнение Польши во время Мюнхенской конференции при этом учитывалось, а вот Советского союза – нет. Да и странно, согласитесь, что Советский союз согласился бы защищать польские территории, которые они предварительно забрали у Белорусской советской республики.
Заповедная мечта всех беларусов о создании своего национального независимого государства была осуществлена 14 ноября 1939 когда Западная Беларусь вошла в состав БССР. Так народ, долгое время лишённый собственной государственности, а получив её – разделённый, воссоединился в едином государстве, границы которого практически повторяют современные.
Начиная с обретения независимости Польская Республика и Республика Беларусь пытались выстроить определённую систему отношений, но странами были избранные разные пути интеграции: Польша шла в еврозону, Беларусь концентрировалась на интеграции с Российской Федерацией и постсоветскими странами. Начиная с 1999 года, когда Польша вступила в НАТО отношения между двумя государствами, стали ухудшаться, и в 2004 году был установлен визовый режим. С тех пор можно наблюдать активные попытки польского руководства вмешиваться во внутренние дела Республики Беларусь через финансирование определённых про-польских сил. Ярким проявлением такой политики стали события 2020 года, когда информационная база протестов находилась и финансировалась с территории Республики Польша. В ответ на такие недружественные действия в Республике Беларусь началась ревизия польского влияния. Итогом пересмотра культурных явлений, имеющих националистический польский окрас стало и создание художественного фильма «На другом берегу».
Непосредственно сам фильм.
Поскольку фильм ещё не вышел, для иллюстрации я буду пользоваться кадрами из трейлера, который активно крутят по республиканским каналам. И знаете, что, если к фильму есть некоторые вопросы, то рекламная кампания вокруг него меня радует.
Польские власти активно боролись Русской Православной Церковью жестокими методами. При этом, по условиям Рижского мирного договора жителям оккупированных территорий была обещана свобода вероисповедания, что и было прописано в Конституции Польши 1925 года. Фактически, всё время шло притеснение православного населения на территории Западной Беларуси.
Варшава пыталась полонизировать восточнославянские меньшинства через католическую церковь. Белорусы-католики считались «потенциальными поляками» и подвергались полонизации. Более 1300 православных храмов в белорусских регионах были превращены в костелы к 1936 году.
Поляки притесняли православных на Волыни и в Гродно. Многие церкви были превращены в костелы или разрушены. Например, кирпич от разрушенного в Гродно храма Александра Невского местные власти использовали для строительства зоопарка. В фильме, к слову, прихожане и защищают именно этот храм от закрытия.
Данная история имеет реальный прототип, и отсылает нас к биографии Сергея Притыцкого. 27 января 1936 года Сергей Осипович совершил покушение в здании Виленского окружного суда на предателя Якова Стрельчука, сдававшего политическому сыску комсомольское подполье. При попытке скрыться из здания суда Притыцкий получил многочисленные тяжёлые ранения. Был вылечен в тюремной больнице специально для показательного процесса. Этот дерзкий и смелый поступок всколыхнул тогда всю Польшу и всю Европу, и стал причиной очередного витка напряжения между Польшей и Советской Белоруссией. Впрочем, запрет деятельности комунистической партии на территории Польши был уже сам по себе инициацией такого обострения со стороны польских властей.
В трейлере и в фильме показано, как один из главных героев сидит в коридоре, а мимо него проходит тот самый предатель. Всё бы ничего, но в коридоре пусто, и предатель не замечает своего бывшего подельника. Да, предатель хорошо лично знаком с мстителем, но не узнаёт его из-за ловко надетой на глаза кепки и газеты в руках. Зато венские стулья в кадре очень красивые, хотя там вполне могли стоять простые тёсаные с дерева лавки. Но сидящий на тёсаной лавке главный герой не выглядел бы так эпично.
Нареканий к игре Антонины Дивиной у меня нет. Актриса постаралась сыграть… героиню боевика, и у неё это получилось. Она немногословна, совестлива, альтруистка и комсомолка, ещё ветеран Гражданской войны. Ловко стреляет, знакома с методами оперативной работы, жестока к врагам революции. Всё хорошо, если бы не одно, но. Поскольку это главная героиня, то с ней связана и любовная линия фильма. Артистка отлично сыграла даже любовную линию! Линия не просто вставлена ради галочки, она даже имеет свою особую дугу развитию, которая к финалу воспринимается органично, и, даже, что мне понравилось, в чём-то комично. Комично здесь – это дополнительное многообразие к широте тех чувств, которые исполнители ролей влюблённых вкладывали в характер и взаимоотношения своих персонажей. Вот только логичность этой линии…
Как бы вам сказать, весь фильм вы будете наблюдать за терминатором в юбке. Нет, даже не в юбке, а в котиковом пальто, который весь фильм ходит и крошит пачками дефинзивцев. Но в неё влюбляется главный герой, чего делать бы явно не стоило. Потому что героиня несмотря на патриотизм – солдат, убийца. Влюбиться главному герою, который далёк от идей борьбы в неё было крайне проблематично. От таких надо бежать и вызывать милицию. Хотя, может быть, противоположности и притягиваются.
При этом в образе главной героини нет никакой сексуальности. Как голливудский объект вожделения она выглядит плохо. И проблема не столько в самой артистке – она-то прекрасна, а в осеннем антураже, в который поместил действие режиссёр Андрей Хрулёв фильма. Да, здесь все ходят в огромных пальто и шинелях. Вот что стоило бы автором переместить время действие, например, в лето или май? Я понимаю, что фильм покажут 17 сентября, осенью, но даже 17 сентября на территории Беларуси стоит относительно тёплое бабье лето. Переместив действие фильма в лето, можно было по-другому подчеркнуть и образы актёров, и добавить вожделенности образу артистки. Так эта сцена с пистолетом смогла заиграть новыми красками. Например, главная героиня стоит в подчёркивающем фигуру платье, с открытыми плечами, похожая на масскультурный образ Бонни Беннет, известной романтизированной гангстерши из США. А так получилась «тётка в пальто с наганом». Но и так неплохо.
В фильме есть главный герой. Его история начинается с того, что его мать пострадала во время разгона акции возле православного храма. Она была избита «дефензиве», и вы можете видеть последствия этого избиения на стопкадре. Данная часть фильма достаточно противоречивая с точки зрения серьёзного уровня драматизма и исполнения. В частности, мне не очень понятно почему авторы фильма не смогли наложить на исполнительницу роли матери грим. Судя по всему, её должны были избить нагайками, от чего на лице и голове остались бы тяжелейшие синяки и гематомы. А здесь несколько «кошачьих» царапин на щеках.
Вот если бы авторы фильма постарались, и наложили действительно тяжёлый, даже травмирующий зрителя грим, он бы соответствовал драматизму момента. Но вместо этого оцарапанная артистка лежит во всём чистом и изображает небывалые муки. Здесь плохо, здесь минус. Я понимаю, что всё предусмотреть невозможно, но над фильмом работали профессионалы.
А вот это, если вдуматься, одна из самых жёстких сцен фильма. Именно этой сценой я хочу проиллюстрировать весь сплиновый настрой фильма. Уже стало притчей во языцах, что вся беларуская литература и драматургия – это история потерь и страданий личности/народа на их фоне. Фильм «На другом берегу» - про этом, этакий «Брат» Алексея Балабанова, где главный герой спрашивает главного поляка «В чём сила?», а на фоне всё рушится и горит.
Именно так будет выглядеть большая часть видеоряда фильма. Такие пасторальные тона и вайб. Туманная осень и жёлто-красный фон. Вероятно, в премьерный день такое и зайдёт зрителю. Оператор Вячеслав Дунаев неплохо справился с работой.
Ещё одна сложность, с которой столкнулись авторы фильма – это декорации. Фильм о Западной Беларуси, в которой на тот момент, да и сейчас, большая часть рельефа – леса. В силу Великой Отечественной войны и особенности социально-экономического развития наших земель здесь не сохранилось большого количества натурных объектов в виде исторических центров начала 20-го века. Да и жизнь тогдашних людей как в эпоху средневековья проходила по большей части в лесу. Именно лесные пейзажи и будут занимать примерно 20% всех «задников» киноленты.
Снять интересное действие в лесу, если это не фильм про «Робин Гуда» или триллер про американскую секту каннибалов, дело достаточно сложное. Но авторы фильма справились и с этой задачей. На кинокадре показан процесс контрабанды. Здесь всё присутствует: нагнетание атмосферы, сопереживание героям, погоня, и бандиты с большой дороги. Да, сюжет из 90-х с «отжимом» денег присутствует, и хорошо иллюстрирует экономическую ситуацию на границе Западной Беларуси и БССР в период польской оккупации.
Многие жители Западной Беларуси были вынуждены незаконно пересекать советскую границу с контрабандой, которую можно было выгодно продать в БССР. В то время на востоке было интересное время расцвета НЭПа и белорусизации, открывались школы. В Польше же белорусской молодежи было сложно подняться выше планки в четыре класса и получить высшее образование – для этого нужно стать поляком. В советскую Беларусь шли, например, чтобы учиться.
Если вам интересно, зачем и как ходили через границу контрабандисты введите в поисковике «история города Раков». Именно этот город стал центром контрабандистов, жизнь в котором в 20-е годы была похожа на голливудский образ Дикого Запада. Страдающие от безземелья и безработицы молодёжь из Западной Беларуси искала пути незаконного обогащения, что хорошо показано в фильме.
Как противовес ситуации в Западной Польше, где царило помещичье землевладение и основным средством владения землёй была аренда, в фильме показана жизнь в Советской Белоруссии. На стопкадре торжественное открытие дома пионеров на базе бывшего помещичьего дома. В годы НЭПа всё равно шёл процесс изъятия имущества у класса эксплуататоров и передачи его на социальные нужды. Историки и люди до сих пор имеют разные мнения – хорошо это было или плохо. Но стоит отметить, что это было с определённой точки зрения справедливо, и было единственным способом в разорённой недавней войной стране улучшить положение трудящихся масс.
А вот с массовкой ребята не всегда угадывали. Понимаю, что её играли дети, скорее всего учащиеся одной из местных школ, которым посчастливилось стать участниками съёмок, но можно было бы добиться и синхронности эмоций на детских лицах. Так, например, мальчик в верхнем левом углу заметно выбивается из общего фона.
Именно так и выглядит флирт по-белорусски. Одетые в шубы люди флиртуют на фоне осеннего леса и полуистлевшей поваленной ольхи. К слову, сцена достаточно интересная, философско-политическая. Именно такие разговоры ведут главные герои, хотя на озвучании артистка и проговаривает пылкие лозунги с каким-то игривым придыханием.
Тема любви. Главный герой выбирает между двумя девушками. Одна – мещанка с романтическими чувствами и благосостоянием. Вторая – валькирия, чьи ценности — это патриотизм и справедливость. Отношение героя к девушкам меняется вместе с поворотами сюжета, и выглядит это… не совсем очевидно. Очень сложно описывать романтическую линию фильма. Она очень неочевидна, очень.
На этом стопкадре единственная постельная сцена в фильме. Сцена очень сильная и «картонная» по своему содержанию. В новой картине видимо для снижения условного рейтинга 12+ по всей видимости актрису одели в нижнюю рубашку и заставили охать-ахать на фоне, показав лишь этот фрагмент «волшебства». В целом, если бы авторы показали эротическую сцену более развёрнуто (без пошлости, просто с частями тела, а не звуковыми эффектами)), она бы смотрела немного лучше, чем получилось.
В фильме есть злодей. Просто мерзавец. Мерзавец не потому, что он мерзавец, а потому что он… профессионал, холодный, расчётливый, преданный делу Пилсудского. Появления этого персонажа на экране боишься не потому, что он «плохой», а потому что он действует как шахматист, убирающий с доски фигуры, к которым зритель уже успел привязаться. Не Рамси Болтон из «Игры престолов», конечно, но мурашки по коже создаёт. У актёра получилось создать очень крепкий образ антигероя белорусского кино. Пожалуй, это лучшая актёрская игра в фильме – надеюсь, Министерство культуры отметит Руслана Чернецкого.
Фильм называется «На другом берегу», и эта аллегория о чем-то разделённом, но преодолеваемом преследует все события фильма. Так на стоп-кадре два главных героя – они братья, по какой-то причине находящиеся в тяжёлых отношениях. Почему между ними пробежала кошка непонятно, этого в фильме не объясняется. Они просто разные – один подпольщик, второй простой обыватель. Но сюжет фильма меняет восприятие мира двух братьев, и в финале они уже в лучших традициях А.Балабанова вступаются друг за друга подобно героям Бодрова и Сухорукова.
А по итогу перед нами отличный пропагандистский фильм, где пропаганда отлично вшита в тело сюжета и видеоряда. Фильм немного затянут, но всё равно, к своему финалу у меня он вызвал светлые чувства сопереживания происходящему на экране. Главное зло повержено благодаря традиционным ценностям – дружбе и взаимовыручке, искусственно выстроенные стены рухнули. И авторам удалось реализовать свой художественной замысел – создать действительно патриотическое беларуское кино.
И саундтрек – он есть. Но когда смотришь финальную часть ленты хочется немного другого. Я весь фильм сдерживая слёзы ждал, когда наконец-то грянет мощнейший хит группы «Дрозды». Он был бы уместен и аллегоричен своим драйвовым припевом.
Двум берагам адной ракі ніколі не сустрэцца,
Але без іх залье лугі, ракі не застанецца,
Так і паміж братоў, калі маланка пранясецца
Суцешыць іх хата бацькоў, яна не прадаецца.
Я советую сходить на фильм 17 сентября всем, кто любит Беларусь, кто любит свою землю, чтит историю и радуется успехам своих близких и своего народа. Фильм тяжёлый, но вызывает светлые и хорошие чувства.