ЕГЭ по обществознанию становится шире и глубже, новые задания затрагивают все более высокий уровень владения информацией. В блоке "Человек и общество" представлено несколько тем, на которые чаще всего не обращают внимание, но они все больше встречаются на ЕГЭ по обществознанию. Давайте с ними разберемся!
Мышление
Начнем с определения:
Мышление - это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.
Если брать определение в широком смысле, то:
Мышление - способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно- функциональных, пространственных, временных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека. Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познает скрытые свойства, связи и отношения предметов.
А также мышление – это взаимодействие субъекта с...
- объективным миром
- познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность
- понятийным аппаратом языка.
Язык – определенная знаково - символическая система, в которой сохраняется и передается информация
Основные формы мышления:
- Понятие – Мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы класса объектов
- Суждение – Форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей
- Умозаключение – Форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение
Мышление связано с речью
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).
Процесс речи предполагает, с одной стороны, выражение мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям. Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью. В зависимости от формы общения выделяют устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение) речь.
В процессе говорения и письма задействуют следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
- формирование смысла речевого высказывания
- построение грамматической структуры высказывания
- поиск нужных слов
- выбор определённой звуковой или графической системы
- физический процесс речевого высказывания.
Триактив Котовой и Лисковой также выделяет качества речи:
>содержательность
> выразительность
> действенность
> понятность
Межличностные отношения
Поведение человека во многом зависит от его ближайшего окружения: семьи, родственников, друзей и приятелей, знакомых... Все эти люди влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций человека. Причем это влияние может быть разным. Человек всегда зависит от влияния малых групп, в деятельности которых участвует.
Малая группа – объединение людей от двух-трёх (например, семья, круг ближайших друзей) до 20-30 человек (например. школьный класс, спортивная команда), занятых каким-либо общим делом и находящихся в непосредственных отношениях друг с другом. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.
Именно в малой группе складываются наиболее значимые для человека межличностные отношения.
Межличностные отношения - это эмоционально окрашенные взаимо- отношения между людьми. В основе межличностных отношений лежат чувства, которые можно условно разделить на две группы: чувства, сближающие людей, порождающие готовность к совместным действиям, общению (например, симпатия), и чувства, разъединяющие людей, когда не только нет желания сотрудничать (например, недоверие, агрессия), но и возникают межличностные конфликты.
Учёные разделяют личные и деловые (официальные) межличностные отношения. В личных отношениях человек более свободен, он может ярче и эмоциональнее проявлять себя, а деловые отношения регулируются официальными правилами и нередко ограничены только профессиональной сферой. Особенности характера человека, его активность, опыт общения во многом определяют его роль в коллективе. Если у него лучше, чем у других членов группы, выражена способность оказывать влияние на людей и личные качества, которые ценятся в данном коллективе, такой человек может стать лидером. Лидер проявляет инициативу и творческую активность при решении группой совместных задач.
Люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями, образуют коллектив. Особенности характера человека, его темперамент, опыт общения во многом определяют его роль в коллективе. Если у него лучше, чем у других, выражены способность оказывать влияние на людей и личные качества, востребованные в данном коллективе, такой человек может стать лидером. Лидер проявляет инициативу и творческую актив- ность в группе при решении совместных задач.
Межличностный конфликт - столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения, интересов участников межличностного взаимо- действия. Участники конфликта преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.
Межличностные конфликты порожденные столкновением личных мотивов участников. Например, одна из сторон чувствует себя незаслуженно обиженной. Для таких конфликтов характерна высокая эмоциональность и втягивание в конфликт людей из ближайшего окружения противоборствующих сторон.
Самосознание и социальное поведение
Совокупность поступков индивида или социальной группы, в которых проявляется их конкретная позиция по отношению к тем или иным общественным явлениям и процессам, называют социальным поведением.
Мотивация такого поведения может быть различна:
- осознание долга, понимание и готовность исполнять социальные норм
- страх наказания
- желание получить поощрение и т.п.
Важным фактором, влияющим на социальное поведение человека, является его самосознание, под которым понимают определение человеком себя как личности, осознание им своего общественного статуса и своих социально значимых потребностей, мыслей, чувств, переживаний, поступков.
В философской литературе распространено представление о свободе человека как возможности осознанного выбора. Человек свободен, если у него есть возможность определять цели, выбирать модель своего поведения, средства и способы деятельности, реализовывать свои способности. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок - важное условие успеха любой деятельности.
Свобода не абсолютна. Человек как член общества всегда должен соизмерять свои действия, поступки с принятыми социальными нормами. Часто он вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин. Противоречит ли это свободе? Нет, если человек по собственному выбору, в соответствии со своими убеждениями и нравственными установками, понимая возможные последствия, принимает объективные ограничения и действует в соответствии с ними.
В выборе альтернативы следовать требованиям также проявляется свобода. Выбор всегда связан с нравственным, интеллектуальным и волевым напряжением человека. Основа этого выбора ответственность, т.е. способность и готовность осознать и нести всю тяжесть последствий своих поступков.
Социальная коммуникация
Под коммуникацией в широком смысле слова понимают передачу чего- либо от одного субъекта другому. Передавать можно как материальные объекты (примером будут транспортные перевозки, миграция населения, эпидемии и др.), так и смыслы. Коммуникация развита у многих животных. Она лежит в том числе и в основе их общения.
Смысловая коммуникация у людей включает в себя генетическую (биологическую, например наследственность), психическую (внутреннюю, например разговор с самим собой) и социальную (общественную, например написание письма). Все они тесно связаны между собой через субъекта, в роли которого может выступать один и тот же человек.
С одной стороны, наследственные черты и внутренний мир человека определяют особенности социального общения. С другой стороны, возникновение речи и мышления обусловлено потребностями социальной жизни, это подтверждается многочисленными примерами детей-маугли, выращенных животными. Выделяют несколько классификаций социальной коммуникации.
Толерантность
Способность личности без противодействия воспринимать отличные от её собственных мнения, черты, образ жизни и поведение других людей, если это не угрожает её жизни или здоровью, называется толерантностью.
Критерии толерантности:
- реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой- либо иной группе)
- взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества
- гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий
Благодарю за дочитывание! Весь материал подготовлен на основе анализа ФПУ и авторских таблиц. Будем признательны за лайк, если статья вам понравилась и помогла ❤️