Вряд ли я открою кому-то тайну, если скажу, что каждый третий Т-90М совершенно новая машина. Остальные две трети, это глубочайшая модернизация и капитальный ремонт Т-90 образца 1992 года и Т-90А. Хотя, корпуса танков Т-72 и Т-90 мало чем отличаются и чисто в теории, УВЗ может брать в качестве основы Т-72Б. И если у нас это теория, то в Иране практика. Как так получилось и откуда у Ирана наши Т-90М?
Т-72S
Перед тем, как говорить о Т-90М в Иране давайте вспомним другой нюанс, так же связанный с машинами России. В 1991 году, Иран подписал контракт на поставку экспортных танков типа «Объект 172М-Э7», которые удовлетворяли требования заказчика. Это был первый танк СССР, поставляемый на экспорт с динамической защитой (именно из советских предприятий, а не польских). Так же, «Объект 172М-Э7» стал первым ОБТ на экспорте с комплексом управляемого вооружения.
Позже, «Объект 172М-Э7» довели до состояния «Э8», прицельный комплекс которого превосходил оный у Т-72Б. Кроме ночного прицела, оптического и стандартных средств наблюдения командира, машину оснастили ёмкостным датчиком ветра. Бортовая система могла автоматически брать поправки на ветер, упрощая задачу наводчику.
В серию танк пошёл с индексом Т-72S Shilden. Предполагалось, что УВЗ поставит 1 000 машин в собранном виде и в качестве машинокомплектов для дальнейшей сборки на территории Ирана. Однако, подобным образом иранская армия получила всего 422 танка, а остаток от не закрытого заказа добирала готовыми Т-72М1 из Польши и Т-72А из Беларуси.
По своим защитным свойствам, Т-72S полностью повторяет Т-72Б образца 1987 года. Отличают их датчик ветра и схема установки динамической защиты по бортам корпуса. Так же, некоторые Т-72S дополняли иранской лицензионной копией КОЭП «Штора».
Т-90М «на минималках»
С 2017 года, танковый парк иранской армии пополнился новой моделью танков серии Karrar. По факту, это Т-72S с новой сварной башней, как на Т-90МС. Кормовая ниша и динамическая защита так же позаимствовали, но ранние образцы имели скромное, но броское отличие – кожух на стволе. Так же, Karrar имеет навесную динамическую защиту на лбу корпуса. В открытых источниках утверждается, что иранский «Т-90М» оснащён ДЗ 3-го поколения, подобно отечественному «Реликту» и китайской FY-4 с двумя рядами метательных пластин, возможностью противодействовать кинетическим и тандемным кумулятивным зарядам. Борта корпуса прикрыты динамической защитой, аналогичной Т-90М. Предположительно выпуск танков Karrar стал возможен благодаря покупке лицензии на башню типа «Прорыв» с некоторыми изменениями.
Однако, есть и другие танки, более упрощённые. Структура башни у них не отличается, но кормовую нишу башни упростили, динамическая защита та же, а от полноценного панорамного прицела отказались в пользу ЗПУ на сервоприводах с собственным электронным прицелом. Справедливости ради, Иран ставит на свои ОБТ и другую СУО… Если у нас это «Сосна-У» и «Калина» (они отличаются наличием и отсутствием в системе панорамного прицела), то у иранских танков стоит китайский аналог (если судить по оптике).
Индекс новых танков не изменился – это те же Т-72S, но с новой башней и динамической защитой. Состав брони достоверно неизвестен. Предполагают, что используют те же отражающие листы, что и на Т-72Б (21 мм стали, 6 мм резины и 3 мм алюминия с воздушной прослойкой в 22 мм между листами).
И чем же такие танки интересны? Как минимум самим фактом возможности переустановки башни от Т-90М или Karrar на Т-72Б или Т-72S. Погон башни, в конце концов, у них одинаковый и серьёзных изменений вносить не нужно. В России подобное не практикуют из-за необходимости ведения боевых действий, которые не терпят серьёзных изменений в технике без предварительной подготовки. Поэтому, пока российский ВПК может выпускать новые и глубоко модернизированные Т-90М, корпуса Т-72Б для модернизации до уровня «Прорыва» мы не увидим. Хотя, мало ли? Может на столе инженеров уже есть «наброски» будущего Т-72Б4, который может получить хотя бы упрощённую башню от Т-90М.
Итог
Иран производит танки серии Karrar, которые можно назвать упрощённой копией Т-90М, а форсированное производство башен позволяет выпускать не только новейшие машины, но и модернизировать старые, оснащая их новой башней и всеми системами, свойственными для неё. Подобный шаг очень выгоден для армии и промышленности, но к сожалению, пока не применим для России. Подобные изменения могут быть внесены в мирное время, а в военное, никто не будет расходовать ресурсы на непроверенную разработку. Правда, если «прижмёт», то сделать могут всё. Главное иметь стимул. Внутренний или внешний, уже не так важно.