Найти в Дзене
Пушкарская Слобода

Причина пожара на ракете-носителе Сатурн-5 миссии Аполлон-11. Часть 3

Часть 1

Часть 2

Во второй части повествования о причине пожара на ракете-носителе Сатурн-5 остался не освящённым вопрос:

До какой температуры нагрелся керосин в баке горючего первой ступени?

Зная парциальное давление паров керосина в смеси с гелием, получить ответ на этот вопрос совсем не трудно. Нужно всего лишь воспользоваться графиком зависимости давления насыщенных паров керосина RP-1 от температуры.

Да только где ж его взять?

Поиски в интернете дали такой результат

График упругости паров компонентов топлив из иностранного учебника Rocket Propulsion Elements. George P. Sutton
График упругости паров компонентов топлив из иностранного учебника Rocket Propulsion Elements. George P. Sutton

Не очень удобный график. Линия для RP-1 обрывается на давлении 0,3 атм, а парциальное давление насыщенных паров керосина в баке горючего ракеты-носителя Сатурн-5 в начале фаер-шоу было примерно 0,34 атм.

Унывать не будем. У нас ведь есть уравнение Клаузиуса-Клапейрона.

-2

Согласно этому уравнению, график, построенный по данным для точек лежащих на линии насыщения керосина RP-1 в координатах Ln(p) и 1/T, будет иметь вид прямой линии.

Применив разрозненные данные для давления насыщенного пара керосина RP-1, а также значения критических параметров и точек кипения (они тоже лежат на линии насыщения), с помощью Excel получаем зависимость давления насыщенного пара керосина RP-1 от температуры.

Логарифм давления насыщенного пара керосина RP-1 в зависимости от обратной температуры
Логарифм давления насыщенного пара керосина RP-1 в зависимости от обратной температуры

Для определения зависимости давления насыщенного пара керосина RP-1 от температуры были использованы следующие данные:

  • Давление насыщенного пара

Таблица из работы Lubrication of an 85-mm Ball Bearing with RP-1

-4
.
.
  • Критические параметры RP-1 (по разным источникам отличаются друг от друга, но ложатся на графике практически в одну линию).
Liquid Fuels and Propellants for Aerospace Propulsion Tim Edwards
Liquid Fuels and Propellants for Aerospace Propulsion Tim Edwards
Приведена А. Велюровым по его словам из https://archive.org/details/DTIC_AD0290659/mode/2up Но этих данных в указанном документе на этом сайте нет. Возможно они были на последней странице документа,  утраченной до сканирования. Однако, эти значения более всего соответствуют графику размещённому в конце этой статьи.
Приведена А. Велюровым по его словам из https://archive.org/details/DTIC_AD0290659/mode/2up Но этих данных в указанном документе на этом сайте нет. Возможно они были на последней странице документа, утраченной до сканирования. Однако, эти значения более всего соответствуют графику размещённому в конце этой статьи.
  • Температура начала кипения при нормальных условиях, согласно большинству источников, 177°С. Она соответствует давлению насыщенного пара 14,7 psia.

Итак, зависимость давления насыщенного пара RP-1 от температуры

p = exp[12,387 - 4476,8 / T]

здесь температура в градусах Кельвина, а давление в psia.

Кому надо - пользуйтесь.

Обратная зависимость температуры от давления

T = 4476,8 / (12,387 - Ln(p)).

По ней не трудно рассчитать температуру при которой парциальное давление керосина RP-1 достигает 5 psia (из-за этого происходит повышение давления наддува с 25 до 30 psia, и срабатывает дренажный клапан бака горючего).

Эта температура равна 415,4 К или 142,3°С.

Возможен ли нагрев керосина в баке горючего до такой температуры?

В принципе, возможен.

Например, аэродинамический нагрев топлива в баках сверхзвуковых самолётов до 150°С и выше это обычное явление.

Вторым претендентом на роль источника тепла, нагревающего хотя бы только верхние слои керосина до 142°С (этого было бы достаточно для повышения давления в баке горючего), может оказаться сам гелий.

Этот газ поступал в свободный объём (газовую подушку) бака горючего после подогрева в теплообменнике, получая тепло от продуктов сгорания газогенератора, проходящих через тот же теплообменник, после их срабатывания на турбине турбонасосного агрегата.

Только вот, нагрев керосина в баке горючего от гелия возможен в случае непредвиденного перегрева этого газа. Это следует из того, что запас гелия в аккумуляторах сжатого газа и количество подводимого к нему тепла рассчитываются с учётом такой температуры в газовой подушке бака горючего, которая ещё не способна вызвать нежелательные процессы во время полёта ракеты: например, срабатывание дренажного клапана.

Повышение температуры керосина в баке горючего первой ступени ракеты-носителя Сатурн-5 могло произойти по причине аэродинамического нагрева стенок этого бака и/или из-за перегрева гелия в теплообменнике.

P.S. Пока подготавливал статью к публикации, всё таки нашёл график давления насыщенного пара RP-1 от температуры

-9