Найти тему
HAYK media

ЖИЗНЬ ВЫДАЮЩИХСЯ АРМЯН |Тамара Туманова

Тамара Туманова – одна из великих балерин в истории

Родилась 2 марта 1919 года в Тюмени. Мать, Евгения Туманова, была наполовину армянкой. Тамаре было 18 месяцев, когда родители вновь встретились после революции. Семья покинула Россию через Владивосток, чтобы на год обосноваться в Шанхае. В 1925 году семья оказалась в Каире и вскоре после скитаний по лагерям беженцев попала в Париж.
В Париже Тамара брала уроки игры на фортепиано и училась балету у Ольги Преображенской, которую называла «первым и единственным постоянным учителем» и «бессмертным другом». В шесть лет её пригласила балерина Анна Павлова выступить на одном из её гала-концертов. Тамаре было 10 лет, когда она дебютировала в Парижской опере в балете «L'Eventail de Jeanne», после чего её признали вундеркиндом.
Сценическую карьеру начала в 1932 году в труппе «Русский балет Монте-Карло». С 1930-х годов завоевала ведущие балетные сцены Европы и Америки. Её стали называть «Чёрной жемчужиной русского балета», потому что, как писал балетный критик А. В. Котон: «она была самым прекрасным существом в истории балета», с шелковистыми чёрными волосами, глубокими карими миндальными глазами и бледной кожей. Сотрудничала с ведущими труппами мира и исполняла главные партии в созданных под её технические данные балетах Лифаря, Мясина, Баланчина, Нижинской.
Значительную часть жизни провела сначала во Франции, потом в Америке. Снималась в кино. Выступала с собственной концертной программой и в спектаклях мюзик-холла. В качестве хореографа поставила два балета. Выступала на академической сцене до 1969 года. Туманова не просто несколько раз сыграла в кино, а у таких классиков как: Хичкок («Разорванный занавес», 1966), Жак Турнёр (Дни славы, 1944) и Билли Уайлдер (Частная жизнь Шерлока Холмса, 1970).
Близкие творческие и дружеские отношения связывали Туманову с Глазуновым, Прокофьевым, Пикассо, Шагалом и другими крупнейшими деятелями того времени. Туманова славилась сценическими костюмами, гримом и прическами. Созданный для неё костюм Лебедя стал классикой художественной интерпретации этой миниатюры. Об этом пишет её коллега по балету Юрий Зорич: «Тамара обладала безукоризненной красотой в жизни и на сцене. Её техника была бесподобной, динамичной и всегда оставляла незабываемое впечатление своим магнетизмом».
Умерла в Санта-Монике, Калифорния, 29 мая 1996 года. Перед смертью она передала свои сценические костюмы Академии русского балета им. Агриппины Вагановой (армянская мать русского балета, которой мы, конечно, также посвятим публикацию). Британский хореограф Джон Грегори охарактеризовал Туманову как «замечательную артистку – великую личность, которая никогда не переставала действовать. Без неё невозможно думать о русском балете».
Певица Людмила Лопато, лично знавшая Туманову, писала, что «Тамара была армяно-польского происхождения, а вовсе не грузинской княжной Туманишвили, как многие думают». Родители Тамары были глубоко религиозными людьми. Тамара, её мать и бабушка по материнской линии, были православными (Грузинская церковь), а вот дед по материнской линии – последователем Армянской церкви. Кроме этого, большинство (в том числе, прижизненных) публикаций и архивные документы указывают также на частичное армянское происхождение балерины.