Занимаются ли животные образованием своих детей? Разумеется, нет. Ведь образование – это процесс и результат создания человеком своего образа, осознаваемого самим собой и другими людьми. То есть, создание осознаваемого себя. Вообще мышление – это осознаваемое или неосознаваемое моделирование мозгом происходящего, чтобы вносить в это происходящее контролируемые изменения для обеспечения выживания. У человека эволюционно сложились два типа мышления, таких же, как и у других животных. Наглядно-действенное – «увидел – схватил (убежал)». Наглядно-образное – «увидел, как уже было, и на всякий случай спрятался (или съел)». А вот присущие только человеку типы мышления – практическое и продуктивное. Их нет ни у кого из животных.
Практическое – процесс сопоставления практического жизненного опыта, не только своего, с результатами происходящих событий. Для того, чтобы неотложно на эти события реагировать. Что там осознавать, что там думать – выживать надо! Как уже удавалось самому и другим. Классика описания такого мышления: «знаю, но сказать не могу»; «делаю, потому что так надо (принято)»; «нас так учили»… Этот тип мышления бессловесен – некогда говорить, делать надо. Он не позволит ни с кем договориться – слов-то нет! В том числе – с собой. А значит, и спланировать ничего не позволит. Только теперь и немедленно. В этом режиме преимущественно живёт подавляющее большинство людей.
Продуктивное мышление – процесс целенаправленной последовательной содержательной деятельности мозга, создания им осознаваемых моделей действительности. При этом процесс и результат мышления может быть передан другим людям как продукт, как, например, необходимый (!) пакет молока или кусок хлеба. А тогда уже согласованно и договорённо можно разрулить любую ситуацию. Ради такой договариваемости человечество и пришло к необходимости общего образования. Если человек к настоящему времени выжил, значит, где-то и когда-то, иногда, помыслил продуктивно. Людей, достаточно часто мыслящих продуктивно, мало. Вот и возникает необходимость формирования именно продуктивного, договорного с собой и другими, мышления. Популярно эти типы мышления и их соотношение я описал в книге «Практическое и продуктивное мышление».
Практическому мышлению обучить нельзя! Оно там, внутри, содержательно у каждого своё и непередаваемо. Значит, и невоспринимаемо другими. Но живём-то мы преимущественно в обстановке практического мышления. Вот и реализуем образовательный процесс, направленный на формирование продуктивного мышления, в режиме практического мышления. Методов-то практического мышления нет! Согласитесь, что это непродуктивно до бредовости.
Практически-мыслительный характер общего образования подтверждается тем, что его процесс построен на попытках «объяснить» что-либо. Это, как говорят юристы, «попытки с негодными средствами», типа попытки убить при помощи пластилинового пистолета. Представьте себе: автор учебника физики не может сказать себе и другим, что такое «энергия». Но он должен передать это, неясное для себя самого, другим. Как сделать ясным? Практическое мышление говорит, что надо найти прецеденты, аналоги, прототипы, мнения авторитетов … Для этого используются свои образные размытые представления (а они глубоко индивидуально-личностны и невербализуемы!), метафоры, эвфемизмы – в общем, всё, что воспринимается другими людьми уже в собственных индивидуально-личностных представлениях. Вот и прикиньте длину этой цепочки участников принципиально произвольных нагромождений: автор учебника – учебник – учитель-читатель учебника – учитель-транслятор материала – ученик-восприниматель – ученик-читатель учебника – ученик-экзаменуемый – ученик-носитель документа об образовании. И все всё воспринимают и транслируют по-своему, ведь на то оно и практическое мышление. А для общности надо всего-то: ввести однозначно транслируемое определение понятия «состояние» (продукт) и физическую величину «энергия» как общую для всех универсальную меру состояния (продукт). Что тут объяснять? Вводить надо! Продукт создавать! А это – продуктивное мышление. Продуктивное мышление можно породить только продуктивным мышлением через формирование у обучающихся его инструментария. Так это и называется в исходных материалах действующего Государственного образовательного стандарта общего образования.
А на практике – сплошное, без исключений, практическое мышление. В его режиме написаны учебники (разрыв мышления и речи, подавно – их со смыслом). Педагоги и учителя – придумывают игры, танцы, проекты, методики … Всё это – в режиме практического мышления. Марлезонский балет. Никто не думает, каждый мыслит что хочет и как хочет. Происходит и усугубляется принципиальное образовательное и, как следствие, информационное разобщение людей. Мы замечаем это по росту трагических последствий – от семейных отношений до большой политики. Ну, что сеем, то и жнём.
Этого врага образования одолеть получится не скоро. Закон Моисея никто не отменял – изволь два поколения прошарашиться по пустыне, чтобы сам дух глупости творимого выветрился. Но на протяжении этих двух поколений – изволь ещё и работать над постановкой нормального духа.
А есть ли он? Ответ существует. Продуктивное мышление может быть поставлено только на основании его наиболее чёткой и простой модели. А это – научное продуктивное мышление. Наука в своей эволюции выявила, обнажила, чёткую структуру. Если есть структура, то она воспроизводится технологией, к кому и к чему эту технологию ни приложи. Общая она для всех. И образование, основанное на такой технологии, будет действительно общим. И будет чем, с кем и о чём договариваться.
А пока подразделение врага общего образования под названием «Практически-мыслительный замес» укрепляет свои позиции, строит опорные пункты и фортеции в виде всё более страшноватых идей, принципов, методик. Если проснуться сегодня, двум поколениям работы хватит.