Вот популярные психологи часто говорят: не надо извиняться, надо благодарить. Мол, извинения делают тебя виноватым, а благодарность позитивна со всех сторон, поэтому надо выбирать её.
Но почему-то окружающие нередко злятся, услышав вместо «извини» «спасибо». Неужели им приятно заставлять другого человека чувствовать вину?
Такое, конечно, тоже встречается, но чаще всего объяснение проще и интереснее. Дело в том, что есть, как минимум, две ситуации, когда уместны именно извинения:
1. Нарушение правил: если ты опоздал к началу занятий в университете или на работу, то естественно, что преподаватель или начальник не хотят услышать «спасибо, что дождались меня».
2. Причинение вреда (или серьёзных неудобств): если твои действия нанесли вред другому человеку (например, ты заставил друга ждать себя на улице под проливным дождём полчаса или ты забыл закрыть кран в ванной и затопил соседей — и друг, и и сосед точно рассердятся, услышав благодарность вместо извинения).
То есть извиняться стоит только тогда, когда ты действительно виноват. А вот если ты отклоняешь неинтересное тебе предложение или непрошенный совет, то тут вполне достаточно фразы «Спасибо за внимание/приглашение/предложение, но вечером/в субботу/в следующем месяце я занят».
Не надо извиняться тогда, когда тебе что-то навязывают или когда ты просишь кого-то сделать его работу (продавца, почтальона, полицейского). В последнем случае уместнее не «Извините, не могли бы вы...», а «будьте добры сделать то-то и то-то».
Ещё больше интересного у нас в ТГ: https://t.me/nachnuspn