Найти тему
Theophilus

Событие №15: Искушение Христа в пустыне

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мат 4:1).

У Марка написано: «немедленно после того», т.е. сразу после крещения Иисус пошел в горы. Выражение, которое переведено как «возведен», означает подниматься снизу вверх, т.е. с низины в гору. Иисус, подобно Моисею, поднимается на сорок дней на гору, чтобы побыть наедине с собой и Богом перед началом служения в качестве Законодателя. Однако уровни сложности их испытаний несопоставимы: Моисея искушали сыны Израилевы, а Иисуса - сам дьявол. 

Марк, описывая выход Иисуса в пустынные горные места, использует более резкое выражение, означающее «быть вытолкнутым, выброшенным». От этого корня происходит слово «баллистика», т.е. наука о стрельбе. Иными словами, Его неудержимо и необъяснимо влек туда Дух Святой. Но для чего? Став человеком, Он должен был испытать все человеческие немощи и трудности и преодолеть их, не применяя силы Своего Божественного всемогущества.

«И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мат 4:2).

Мы привыкли думать, что искушения Иисуса в пустыне начались спустя сорок дней поста: т.е. сорок дней Он постился, затем взалкал и только потом дьявол приступил к нему с искушениями. Однако это совсем не так. У Марка мы читаем:

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» (Мк 1:13)

Т.е. Иисус все сорок дней был искушаем, а не только один последний день Его нахождения в пустыне. И это логично: как человек, Иисус начал испытывать голод не на сороковой, а уже на первый день. Поэтому и искушения Его начались не спустя сорок дней поста, а продолжались в течение всех сорока дней поста и были растянуты во времени. Фраза же у Матфея и Луки «напоследок взалкал» означает, что после сорока дней поста Он окончательно ослаб от голода, так что Ангелам пришлось восстанавливать Его здоровье.

Этот факт делает победу Христа еще более ценной и значимой для нас. В самом начале Своего мессианского пути Он оказывается на продолжительной дистанции огненных искушений. Дьявол сразу же обрушил на Него весь свой мощный арсенал. Едва вышедшему на служение Иисусу пришлось в одиночку, в голоде выдержать эту массированную атаку. И первую победу Он одержал уже в самом начале Своего пути. Этот подвиг служит вдохновляющим примером для многих миллионов христиан, находящихся в искушении, одиночестве, неустройстве и стесненных обстоятельствах.

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мат 4:3).

Иисус, который позже с легкостью умножал хлебы для насыщения тысяч человек, отказывается использовать Свою Божественную силу для насыщения Себя Самого.

Из трех искушений, выбранных лукавым, одно относится к плоти, одно к душе и одно - к духу. Дьявол пытается искушать нас во всех трех областях, но примечательно, что начинает с плоти. «Дух бодр, плоть же немощна» - скажет Иисус позже в Гефисманском саду (Мат 26 гл). Ученики тогда тоже подверглись искушению плоти (придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели), душевным переживаниям (испугались и оставив Его, бежали), а также духовным (все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь).

Искушение змеем Евы также происходит в этих трех областях - похоть плоти, похоть очей и гордость житейская: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт 3:6).

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мат 4:5-6).

Видя, что на первое испытание Христос ответил текстом Священного Писания, второе испытание дьявол сам начинает с цитирования Священного Писания. Он предлагает Иисусу проявить в славе собственное всемогущество.

Это испытание можно отнести к душевному, оно связано с базовой потребностью человека в безопасности. Иисус, помимо того, что был на сто процентов Богом, был еще и стопроцентным человеком. Ему не чужды были душевные переживания и чаяния, понятные нам. И как для человека - соблазн проверить, работает ли Писание и одновременно закрыть одну из базовых потребностей - был велик.

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мат 4:8-9).

Это испытание духа было самым дерзким и отчаянным. Нам порой даже непонятно, на что был расчет: ведь вся земля принадлежит Богу и дьявол прекрасно знает это. Требовать, чтобы Бог поклонился дьяволу - безумие! Но Иисус в тот момент был не только Богом, но еще и голодным, измученным, одиноким человеком. И это было испытание: какая природа возьмет в Нем верх - Божественная или человеческая?

Мы видим, как победно Он вышел из этой серии искушений. И дальше по жизни Он не будет использовать Свою Божественную силу для Себя и Своих потребностей. Только для людей, только для спасения человечества.

© Андрей Кропочев

#согласованиеевангелий #евангельскаягармония #библейскаяхронология #панорамабиблии #проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание