Найти в Дзене

Калькулятор на ОГЭ по математике. Ещё есть куда падать?

Недавно на сайте ФИПИ был опубликован проект демо-версии ОГЭ-2024 по математике, в котором многие заинтересованные люди обнаружили любопытную деталь:

-2

Итак, по-видимому, предлагается разрешить калькуляторы на единственном обязательном для всех школьном экзамене по математике, подобно тому, как это сделано на ОГЭ и ЕГЭ по физике, химии и географии.

Очевидно, это очередной способ бесплатно поднять успеваемость. Проблему с зарплатами учителей сколько-нибудь массово не решают, сокращение отчетности произошло далеко не везде, с учебниками пока ничего не ясно. Значит, что остается? Снизить требования.

В конце концов, из азов математического анализа известно, что ниже плинтуса бывает еще 1/2 плинтуса, затем 1/3, - и далее до бесконечности.

Казалось бы, пустяки, дело житейское. В московских матшколах эти требования не актуальны, а там, где не учили, учить не будут в любом случае, с калькуляторами или без оных. Каждому своё. У кого-то образование в государственной школе останется, кому-то оно и не положено.

Но меня такая возможность всё же тревожит. Попробую объяснить почему.

Нижний предел распада и разложения математики в школе на данный момент в основном определяется практически фиктивной, но всё же присутствующей планкой ОГЭ: в старшие классы можно не идти, ЕГЭ не сдавать. Тем более не обязателен профиль. Число сдающих профильный ЕГЭ во многих районах и даже некоторых регионах страны уже сейчас меньше 5% от выпускников 9 класса.

Поскольку на ОГЭ ученику выдают несколько страниц шпаргалок, даже способный школьник может не учить формулы и теоремы, и, таким образом, (не) готовиться к дальнейшему обучению математике в вузе.

По всей видимости, результаты ОГЭ массово подделывают по всей стране, сообщения об этом публикуют школьники и учителя из разных регионов, списывают с ответов очень многие, и это иногда позволяет избегать таких случаев, как в Новосибирской области (34% двоек в 2023 г.)

Подкованный в математике и естественных науках читатель может сказать, что это даже не 1/100 плинтуса, а неделимая планковская длина, дальше падать некуда. Но на самом деле, конечно, есть еще масса возможностей для деградации, и разрешение пользоваться калькуляторами, - это вполне осмысленное действие, которое повлечет определенные результаты.

Как говорят реформаторы, за удар беру тысячу, а еще миллион за то, что знал, куда ударить.

До сих пор преподавание арифметики всё же было относительно массовым явлением. Тех, кто осваивает таблицу умножения, умеет складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби, в большинстве регионов скорее десятки процентов, чем единицы.

Предположим, что арифметические операции массово станут учить выполнять, нажимая на кнопки, потому что так стало можно на ОГЭ. В условиях, когда учителей мало и они перегружены, это неизбежно, хотя форма аттестации влияла бы на содержание обучения в любом случае.

А ведь калькуляторы, которые разрешается использовать на ОГЭ/ЕГЭ по физике, могут и раскрывать скобки, и работать с обыкновенными дробями, и вычислять тригонометрические функции, и решать квадратные уравнения (см., например, инструкцию к CASIO fx-570S).

Да, в реальной жизни, на взрослой работе приходится много считать при помощи компьютера, калькулятора, табличных процессоров и прочих средств. Но человек, у которого в голове нет понятия об элементарной арифметике, при попытке воспользоваться этими средствами будет делать глупые ошибки и не сможет их заметить.

Тем более бессмысленны попытки учить такого человека высшей математике в вузе.

Мы рискуем тем, что число выпускников 9 класса, имеющих шанс впоследствии изучить математику в объеме инженерного вуза, сократится с нынешних 5-10% еще в несколько раз. Затем, вероятно, число сдающих абсолютно не адекватный состоянию школы профильный ЕГЭ упадет до фонового уровня в 5-10% выпускников 11 кл, и это будет 1-2% учеников 9 класса, потому что мало кто пойдет в 10-й. Тогда большую часть инженерных и математических факультетов придется закрывать.

Скажете: туда им и дорога?

А я спрошу: выпускник центрального вуза в нынешних условиях поедет работать на периферию? Или здесь людей с высшим образованием вообще быть не должно?

Да, кстати: где предлагается брать учителей? В нынешней ситуации регионы пытаются привлекать к работе в школе многих из тех, кто проходил по нижней планке для поступления в вуз, и этих кадров катастрофически не хватает. В особенности - учителей математики.

Представьте, что тех, кто имеет формальное право поступления на математическую специальность, станет в несколько раз меньше. Тогда - что? Искать днем с огнем учителя, который сам на выходе из школы решил хотя бы несколько устных примеров?

А что будет с СПО? Заменят ли учителя из СПО тех, кто сейчас уходит на пенсию?

Такие вот пирожки с косинусами. А Вы говорите - некуда падать. Еще как есть! Новые подземные горизонты обязательно будут разведаны и пробиты, даже если для этого потребуется помощь нефтяников.

Надо быть оптимистами! Ягодки еще впереди!

Текст написан в предположении, что всё серьезно, и что разработчики не ошиблись. Конечно, ошибку исключать нельзя, и в дальнейшем эту строчку могут удалить.

И всё таки: чего конкретно государство хочет от массовой школы? Каких-нибудь предпосылок для успешного импортозамещения, например? Или оно будет только имитироваться?

Более подробно:

Решаем задачи ОГЭ по математике на инженерном калькуляторе.

Добавление: в конце декабря 2023 г. решение изменили. По крайней мере в 2024 году калькулятора на ОГЭ не будет. На мой взгляд, следует исключить такую возможность и в будущем, - хотя возможно, что не должно быть и самого ОГЭ в текущей форме.