Найти в Дзене
С искусством по жизни

Самая жестокая в своей обыденности картина Неврева, которая стала для него роковой. Почему от этого сюжета становится не по себе?

Николай Неврев. Автопортрет. 1858.
Николай Неврев. Автопортрет. 1858.

Кто бы что не говорил про наше время, я рада, что родилась намного позже 17-18 века, иначе с большой долей вероятности могла бы отправиться к праотцам от банальной простуды, угробить здоровье постоянным рождением детей, или провести жизнь в статусе крепостной крестьянки. А может, все перечисленное вместе - это было не редкостью. Такое себе удовольствие...

Сегодня мы с вами рассмотрим очередное полотно из высокой стопки советских открыток с репродукциями картин, но сначала хочу написать несколько слов о принципах автора, создавшего полотно для этого выпуска рубрики "Домашний музей".

Московский живописец Николай Васильевич Неврев говорил:

Главное для меня как в жизни, так и в искусстве - это правда. Ложь ненавижу. Да и фамилия моя произошла от глагола «не врать».

Это характерное для Неврева правдолюбие особенно ярко воплотилось в его лучшей работе «Торг» - наиболее наглядном в русской живописи изображении самой мрачной стороны жизни дореформенной России «узаконенного рабства», торговли «крещёной собственностью».

H. В. НЕВРЕВ (1830-1904) Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. 1866. Холст, масло, 48,3 × 61,3 Государственная Третьяковская галерея
H. В. НЕВРЕВ (1830-1904) Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. 1866. Холст, масло, 48,3 × 61,3 Государственная Третьяковская галерея

На полотне изображён момент продажи молодой крестьянки, в облике которой художник подчеркивает черты благородной красоты и достоинства.

Развернутую и беспощадную характеристику дает Неврев хозяину девушки - пожилому барину в халате, обладающему, судя по всему, изысканными манерами. Он образован и даже вольнодумен: в его комнате много книг, а на стене, рядом с барометром, старинной картиной с античным сюжетом «Суд Париса» и портретами, висит изображение известного деятеля Великой французской революции Г. Мирабо.

Коллекционирование было популярным занятием в дворянской среде, начиная со второй половины 18 века. Но при всей образованности и начитанности господ, их не смущала основа крепостничества, которое воспринималось как что-то само собой разумеющееся.

H. В. НЕВРЕВ Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого Холст, масло, 48,3 × 61,3 Государственная Третьяковская галерея
H. В. НЕВРЕВ Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого Холст, масло, 48,3 × 61,3 Государственная Третьяковская галерея

Торг происходит явно в весёлом ключе - хозяева раскованно общаются, обсуждая сделку за бутылочкой вина. Лысый помещик положил на крестьянку руку в уверенности, что "товар" уже принадлежит ему, но до последнего пытается сбить цену. Такой "спортивный интерес".

Совсем иначе изображена крепостная - в закрытой позе, всем видом выражающая, несколько ей неприятно быть в статусе вещи, из-за которой торгуются хозяева. Она выглядит отрешённо и смотрит в сторону нынешнего хозяина, ожидая вердикт. Возможно, мысли ее где-то далеко. И это единственное, над чем нет власти у господ. Позади девушки мы видим остальных крестьян, которые ждут исхода торга.

Сюжет, казалось бы, лишён театрального драматизма и откровенной жестокости. Но сама будничность, с которой Неврев изображает сделку по продаже человека: привычная рутина, во время которой хозяин даже не смотрит на свою крепостную (одной больше, одной меньше) - все это в совокупности становится мощными выразительными средствами для отражения жестокой действительности того времени. Особо автор подчеркивает и то, что сюжет картины совсем свеж: "Из недавнего прошлого". Эта смелость и бескомпромиссность ещё неоднократно аукнется автору.

Хотя работа Неврева впервые была показана на выставке в 1866 году, то есть спустя пять лет после отмены крепостного права, она подвергалась гонениям со стороны властей, среди представителей которых оставалось немало былых крепостников: созданные художником образы имели во многом еще злободневный смысл.

Несмотря на это, Неврев получил на конкурсе Московского общества любителей художеств первую премию за свое талантливое полотно.

К Павлу Третьякову картина попала в испорченном виде - на лице крестьянки была большая потёртость. Даже после реставрации легко заметить, что там что-то не так.

Из-за повреждения многим кажется, что крестьянка плачет.
Из-за повреждения многим кажется, что крестьянка плачет.

Многие считают, что эта картина стала одновременно благословением и проклятием Неврева. Он более не смог написать ничего настолько же выдающегося, и, испытывая острую нужду, свёл счеты с жизнью.

______________________

Дорогие друзья! Если вам нравятся материалы канала, не забудьте реагировать на них - ставьте ❤️ и пишите комментарии. Чем больше вы взаимодействуете с тем, что вам интересно, тем больше подобного будет в вашей ленте!

Все выпуски рубрики собраны здесь:

Домашний музей | С искусством по жизни | Дзен