Мои хорошие знакомые назвали дочь Лизой. Девочка растет, и несмотря на мои регулярные подарки детских книжек, со сказками и иллюстрациями, решительно бросает их в долгий ящик. Учитывая, как к Лизам неравнодушны русские классики, подозреваю, здесь есть какая-то магия.
–А что с ним не так? - скажет специалист по антропонимике.
А давайте разберемся, тем более со времен правления российской императрицы Елизаветы Петровны, имя стало популярным в среде дворян, и по идее в литературе мы должны увидеть богатых, роскошных и счастливых Лиз.
Как бы не так. В конце вы увидите, какое сходство у классиков между их Лизами. Сначала мы видим, имя обречено на печальный сюжет и писатели передают его друг другу не иначе как эстафету, применительно к персонажам с несчастной судьбой. Передают из поколения в поколение, будто секретные письмена, где в шифре сказано: "Лиза в твоем произведении просто обречена на несчастную судьбу".
Итак, расположим произведения в хронологическом порядке, – станет ясно что передают автору друг другу.
"Бедная Лиза"
Уже в названии Карамзин делает заявку на то, чтобы девушку пожалели.
Нагнетание напряженности идет с самого начала. Девушка рано теряет отца, батрачит, чтобы спасти от нищеты себя и свою мать: естественно, старую. И вот чудо - в неё влюбляется "принц на белом коне" – дворянин Эраст, – она отвечает той взаимностью, на какую только способна, и вот легкомысленный повеса бросает беззащитную девчонку. Здесь драматизм до предела – суицид главной героини. ЗАМЕТИМ: именно с нее в русской литературе героини начали сводить счеты с жизнью.
А ведь могла уйти в монастырь, но автор нашел более изощренный путь к сердцу читателя.
Кстати, а как звали супругу самого Карамзина? Правильно. Елизавета Ивановна Протасова – женщина образованная, 13 лет в любви, до самой ее смерти. Но "Бедная Лиза" написана в 1792-м, а женился он на Лизе в 1801-м. Случайно ли совпадение имени?
"Горе от ума"
Грибоедов не стал повышать Лизе статус. Эта молодая девушка крепостная крестьянка, служанка в доме Фамусова и обращаются к ней Лизанька. Но вот мы видим, что она не просто привлекательна, а "чертовски привлекательна".
"...Какое личико твое!.."
"...Ой! зелье*, баловница..."(зелье - т.е. резвая, неугомонная)
"...Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ..."
Согласитесь, странно видеть проказы от крепостной крестьянки в доме чванливого, спесивого помещика, управляющего в казенном месте.
Вот и Молчалин уже к ней "клеится", но у у нее виды на хозяина дома: "...Прошу подальше руки!.."
Как заметил критик Н. И. Надеждин: "... разбитная горничная Лиза только для виду защищается от заигрываний Фамусова". Без сомнений, это будущая любовница хозяина. Но еще интересно, Н. И. Надеждин утверждает, что этот образ "не имеет подлинника в нашей общественной жизни", а заимствован "из общих мест французской драматургии."
Не совсем ясно, зачем такая героиня понадобилась Грибоедову.
"Барышня-крестьянка"
Пушкин, увидев отчаянное положение Лизы Карамзина за 2 дня (19-20 сентября 1830 года) решил ее осчастливить. Влюбившись в красавца Алексея девушка выдает себя за дочь кузнеца, из-за вражды отцов.
Но в итоге молодых благословят на брак. Заметим, Лиза в «Барышне-крестьянке» ведет себя как полная дурочка: может поэтому и добивается своего счастья.
"Пиковая дама"
Не успокоившись с Лизой в предыдущем произведении А.С.Пушкин подставляет очередную Лизу еще более корыстному и искушенному чем Эраст картежнику Германну. Тот, соблазнив воспитанницу старой графини, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну.
Надо сказать, пушкинская Лиза поднялась в своем социальном положении - уже не крестьянка, а воспитанница графини. К тому же Пушкин более изобретателен чем Карамзин: призрак ставит условие Германну жениться на Лизе. Но судьба-злодейка, графиня поступает с Лизой жестоко – лишив своего покровительства.
"Обыкновенная история"
Забавно, какой ход после Карамзина и Пушкина придумал с Лизой Гончаров. Она влюбится, но ее спасут.
"...Хорошенькая девушка, высокого роста, с открытой головой и с зонтиком в руках." Все идет к тому, чтобы Лиза попала в объятия какого-либо соблазнителя. Главный герой Александр Адуев как раз рыбачит недалеко от ее дачи. Он угрюм и разочарован в жизни, с Лизой поведет себя холодно и дерзко.
Но Лиза у Гончарова, пожалуй, один из самых сексуальных образов русской классики.
"...Я помучаю вас, господин дикарь, за все ваши дерзости…" – это Лиза об Александре.
Девушка влюблена, Александр – нет. Он не собирается жениться на Лизе и не хочет пользоваться ее доверчивостью и неопытностью.
Более того, на тайное свидание вместо Лизы приходит ее отец. Он обвиняет Александра в нечестном поведении, требует оставить дочь в покое и спасает дочь от грехопадения.
Некоторое время Лиза продолжает ждать Александра, ни о чем не догадываясь. Когда она узнает от отца, что молодой человек больше не появится, принимает это спокойно. Но какова! "Между тем Лиза кокетливо одевалась, не брала с собой ни отца, ни няньки и каждый вечер просиживала до поздней ночи под деревом."
"Дворянское гнездо"
Новая соблазнительная Лиза возникает у Тургенева.
Некий Лаврецкий (Иван Сергеевич списал этот образ с себя), возвращается в Россию и навещает свою кузину, живущую с двумя дочерьми — Лизой и Леночкой. Лаврецкий немедленно заинтересовывается Лизой, девушкой с крепким стержнем, верующей в Бога. Лаврецкий осознаёт, что и в таких девушек можно влюбляться. Сообщение в иностранном журнале о смерти жены Лаврецкого дает ему основание объясниться Лизе в любви. Лиза, заметим, как все Лизы наших классиков, отвечает взаимностью. Она также любит его. Но ирония судьбы – жена Лаврецкого жива. Информация в журнале была ошибочной. Узнав о внезапном появлении живой Варвары Павловны, Лиза решает уйти в отдалённый монастырь и проживает остаток своих дней в монашестве. Как видим: Тургенев не склонен так жестоко расправляться с героиней, как Карамзин.
"Война и мир"
Граф Толстой к Лизе еще более беспощаден, чем его предшественники. «Маленькая княгиня» – жена Андрея Болконского, — женщина из высших кругов, она избалована и капризна. Ее жизнь – светские салоны и балы, и высокие материи ее не интересуют. Ее муж Андрей Болконский – романтик, в отличии от Лизы, постоянно размышляет о своём предназначении. По мнению Льва Николаевича она примитивна, ущербна, мужа не понимает, развития образа никакого, и жена Болконского умирает молодой.
"Братья Карамазовы"
Прелестная четырнадцатилетняя девочка страдает параличом ног, но она тоже имеет право на чувства. Юная дочь помещицы Лиза Хохлакова сначала признается в любви в письме Алеше Карамазову, а потом влюбляется в его брата Ивана. Она чувственна и изумительна. Зачем этот образ Федору Михайловичу? В очередной раз Достоевский задается вопросом: а есть ли Бог?
Обаятельная, непосредственная, наивная, но какая целеустремленная девушка, - ей в отличие от Лизы Толстого дано понять любимого человека. Достоевский дает ответ Толстому: вот какая женщина может понять мужчину благородных поступков. И ее роль в романе из эпизодической становится главной, несомненно. А еще и ответ Карамзину о том, какой должна быть Лиза. Задумайтесь, зачем старец присылает к ней Алешу.
Кстати, на Тихвинском кладбище Федор Михайлович Достоевский похоронен недалеко от Николая Михайловича Карамзина. И где-то на небесах они наверняка уже поведали друг другу: почему у них такие несчастные Лизы.
Заключение.
Авторы брали образ друг у друга и работали с ним в своих произведениях, перенимая многие характеристики. Где же насмешница интрига?
Она в ответе на два вопроса.
Зачем, с завидным постоянством, писатели передавали это имя друг другу? Почему именно Лиза у них так несчастна, а не скажем, Татьяна или Маша?
Всякий раз мы видим у них попытку представить Лизу необыкновенной красавицей.
Заметно, что это имя стало для авторов обозначением ослепительной женской красоты, красоты неотразимой и втайне души и наяву они несомненно пытались понять: "Что может красота? Почему красивая женщина должна быть несчастна?"
Что вы думаете, дорогие читатели по этому поводу?
И вот явился насмешник Антон Павлович Чехов, заметил эту слабость своих предшественников и написал рассказ "Случай из практики".
И что Вы думаете? Чехов наоборот делает Лизу страшно некрасивой, но с красивой душой. Это просто насмешка над образом предшественников. Душевные страдания в рассказе Чехова Лизу преображают, что заметил приехавший к ней незаурядный доктор Королев.
Вот уж каждая Лиза вправе сказать Александру Сергеевичу Пушкину и другим классикам:
Что в имени тебе моем?
Читайте на канале статьи:
Какие бывают мысли, когда в книге находишь то, о чем автор не писал
Рассказ Андре Моруа о двенадцати женских инструментах обольщения на двенадцати страницах
Маленький человек. Какое предсказание вложили классики в этот персонаж?