Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Что на самом деле скрывали классики русской литературы под именем Лиза?

Оглавление

Мои хорошие знакомые назвали дочь Лизой. Девочка растет, и несмотря на мои регулярные подарки детских книжек, со сказками и иллюстрациями, решительно бросает их в долгий ящик. Учитывая, как к Лизам неравнодушны русские классики, подозреваю, здесь есть какая-то магия.

Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа
Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа

–А что с ним не так? - скажет специалист по антропонимике.

А давайте разберемся, тем более со времен правления российской императрицы Елизаветы Петровны, имя стало популярным в среде дворян, и по идее в литературе мы должны увидеть богатых, роскошных и счастливых Лиз.

Как бы не так. В конце вы увидите, какое сходство у классиков между их Лизами. Сначала мы видим, имя обречено на печальный сюжет и писатели передают его друг другу не иначе как эстафету, применительно к персонажам с несчастной судьбой. Передают из поколения в поколение, будто секретные письмена, где в шифре сказано: "Лиза в твоем произведении просто обречена на несчастную судьбу".

Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа
Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа

Итак, расположим произведения в хронологическом порядке, – станет ясно что передают автору друг другу.

"Бедная Лиза"

Уже в названии Карамзин делает заявку на то, чтобы девушку пожалели.

Нагнетание напряженности идет с самого начала. Девушка рано теряет отца, батрачит, чтобы спасти от нищеты себя и свою мать: естественно, старую. И вот чудо - в неё влюбляется "принц на белом коне" – дворянин Эраст, – она отвечает той взаимностью, на какую только способна, и вот легкомысленный повеса бросает беззащитную девчонку. Здесь драматизм до предела – суицид главной героини. ЗАМЕТИМ: именно с нее в русской литературе героини начали сводить счеты с жизнью.

А ведь могла уйти в монастырь, но автор нашел более изощренный путь к сердцу читателя.

Кстати, а как звали супругу самого Карамзина? Правильно. Елизавета Ивановна Протасова – женщина образованная, 13 лет в любви, до самой ее смерти. Но "Бедная Лиза" написана в 1792-м, а женился он на Лизе в 1801-м. Случайно ли совпадение имени?

Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа
Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа

"Горе от ума"

Грибоедов не стал повышать Лизе статус. Эта молодая девушка крепостная крестьянка, служанка в доме Фамусова и обращаются к ней Лизанька. Но вот мы видим, что она не просто привлекательна, а "чертовски привлекательна".

"...Какое личико твое!.."

"...Ой! зелье*, баловница..."(зелье - т.е. резвая, неугомонная) 

"...Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ..."

Согласитесь, странно видеть проказы от крепостной крестьянки в доме чванливого, спесивого помещика, управляющего в казенном месте.

Вот и Молчалин уже к ней "клеится", но у у нее виды на хозяина дома:  "...Прошу подальше руки!.."

Как заметил критик Н. И. Надеждин: "... разбитная горничная Лиза только для виду защищается от заигрываний Фамусова". Без сомнений, это будущая любовница хозяина. Но еще интересно, Н. И. Надеждин утверждает, что этот образ "не имеет подлинника в нашей общественной жизни", а заимствован "из общих мест французской драматургии."
Не совсем ясно, зачем такая героиня понадобилась Грибоедову.

"Барышня-крестьянка" 

Пушкин, увидев отчаянное положение Лизы Карамзина за 2 дня (19-20 сентября 1830 года) решил ее осчастливить. Влюбившись в красавца Алексея девушка выдает себя за дочь кузнеца, из-за вражды отцов.

Но в итоге молодых благословят на брак. Заметим, Лиза в «Барышне-крестьянке» ведет себя как полная дурочка: может поэтому и добивается своего счастья.

"Пиковая дама"

Не успокоившись с Лизой в предыдущем произведении А.С.Пушкин подставляет очередную Лизу еще более корыстному и искушенному чем Эраст картежнику Германну. Тот, соблазнив воспитанницу старой графини, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну.

Надо сказать, пушкинская Лиза поднялась в своем социальном положении - уже не крестьянка, а воспитанница графини. К тому же Пушкин более изобретателен чем Карамзин: призрак ставит условие Германну жениться на Лизе. Но судьба-злодейка, графиня поступает с Лизой жестоко – лишив своего покровительства.

"Обыкновенная история"

Забавно, какой ход после Карамзина и Пушкина придумал с Лизой Гончаров. Она влюбится, но ее спасут.

"...Хорошенькая девушка, высокого роста, с открытой головой и с зонтиком в руках."  Все идет к тому, чтобы Лиза попала в объятия какого-либо соблазнителя. Главный герой Александр Адуев как раз рыбачит недалеко от ее дачи. Он угрюм и разочарован в жизни, с Лизой поведет себя холодно и дерзко.

Но Лиза у Гончарова, пожалуй, один из самых сексуальных образов русской классики.

"...Я помучаю вас, господин дикарь, за все ваши дерзости…" – это Лиза об Александре.

  Девушка влюблена, Александр – нет. Он не собирается жениться на Лизе и не хочет пользоваться ее доверчивостью и неопытностью.

Более того, на тайное свидание вместо Лизы приходит ее отец. Он обвиняет Александра в нечестном поведении, требует оставить дочь в покое и спасает дочь от грехопадения.

Некоторое время Лиза продолжает ждать Александра, ни о чем не догадываясь. Когда она узнает от отца, что молодой человек больше не появится, принимает это спокойно. Но какова! "Между тем Лиза кокетливо одевалась, не брала с собой ни отца, ни няньки и каждый вечер просиживала до поздней ночи под деревом."

"Дворянское гнездо"

Новая соблазнительная Лиза возникает у Тургенева.

Некий Лаврецкий (Иван Сергеевич списал этот образ с себя), возвращается в Россию и навещает свою кузину, живущую с двумя дочерьми — Лизой и Леночкой. Лаврецкий немедленно заинтересовывается Лизой, девушкой с крепким стержнем, верующей в Бога. Лаврецкий осознаёт, что и в таких девушек можно влюбляться. Сообщение в иностранном журнале о смерти жены Лаврецкого дает ему основание объясниться Лизе в любви. Лиза, заметим, как все Лизы наших классиков, отвечает взаимностью. Она также любит его. Но ирония судьбы – жена Лаврецкого жива. Информация в журнале была ошибочной. Узнав о внезапном появлении живой Варвары Павловны, Лиза решает уйти в отдалённый монастырь и проживает остаток своих дней в монашестве. Как видим: Тургенев не склонен так жестоко расправляться с героиней, как Карамзин.

"Война и мир"

Граф Толстой к Лизе еще более беспощаден, чем его предшественники. «Маленькая княгиня» – жена Андрея Болконского, — женщина из высших кругов, она избалована и капризна. Ее жизнь – светские салоны и балы, и высокие материи ее не интересуют. Ее муж Андрей Болконский – романтик, в отличии от Лизы, постоянно размышляет о своём предназначении. По мнению Льва Николаевича она примитивна, ущербна, мужа не понимает, развития образа никакого, и жена Болконского умирает молодой.

"Братья Карамазовы"

Прелестная четырнадцатилетняя девочка страдает параличом ног, но она тоже имеет право на чувства. Юная дочь помещицы Лиза Хохлакова сначала признается в любви в письме Алеше Карамазову, а потом влюбляется в его брата Ивана. Она чувственна и изумительна. Зачем этот образ Федору Михайловичу? В очередной раз Достоевский задается вопросом: а есть ли Бог?

Обаятельная, непосредственная, наивная, но какая целеустремленная девушка, - ей в отличие от Лизы Толстого дано понять любимого человека. Достоевский дает ответ Толстому: вот какая женщина может понять мужчину благородных поступков. И ее роль в романе из эпизодической становится главной, несомненно. А еще и ответ Карамзину о том, какой должна быть Лиза. Задумайтесь, зачем старец присылает к ней Алешу.

Кстати, на Тихвинском кладбище Федор Михайлович Достоевский похоронен недалеко от Николая Михайловича Карамзина. И где-то на небесах они наверняка уже поведали друг другу: почему у них такие несчастные Лизы.

Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа
Сцена из спектакля Марка Розовского "Бедная Лиза" на сцене ТЮЗа

Заключение.

Авторы брали образ друг у друга и работали с ним в своих произведениях, перенимая многие характеристики. Где же насмешница интрига?

Она в ответе на два вопроса.

Зачем, с завидным постоянством, писатели передавали это имя друг другу? Почему именно Лиза у них так несчастна, а не скажем, Татьяна или Маша?

Всякий раз мы видим у них попытку представить Лизу необыкновенной красавицей.

Заметно, что это имя стало для авторов обозначением ослепительной женской красоты, красоты неотразимой и втайне души и наяву они несомненно пытались понять: "Что может красота? Почему красивая женщина должна быть несчастна?"

Что вы думаете, дорогие читатели по этому поводу?

И вот явился насмешник Антон Павлович Чехов, заметил эту слабость своих предшественников и написал рассказ "Случай из практики".

И что Вы думаете? Чехов наоборот делает Лизу страшно некрасивой, но с красивой душой. Это просто насмешка над образом предшественников. Душевные страдания в рассказе Чехова Лизу преображают, что заметил приехавший к ней незаурядный доктор Королев.

Вот уж каждая Лиза вправе сказать Александру Сергеевичу Пушкину и другим классикам:

Что в имени тебе моем?

Читайте на канале статьи:

Какие бывают мысли, когда в книге находишь то, о чем автор не писал

Рассказ Андре Моруа о двенадцати женских инструментах обольщения на двенадцати страницах

Маленький человек. Какое предсказание вложили классики в этот персонаж?

Читайте наш канал о многих тайнах литературы!