Найти тему

Тихий найм. Когда карьеру делают свои

Закрываются заводы, потому что некому работать. Сокращается производство по той же причине. О критической ситуации на рынке труда сообщают каждый день в новостях. Последствия нехватки кадров привели нас к новым старым практикам. Например, к таким, как продвижение в должности своих же сотрудников. Тихий найм другими словами.

Для многих эта новость звучит радостно. Особенно для тех, кто засиделся в одной должности и в одной компании, а перспектив никаких. Но рано потирать руки в предвкушении зарплатного и карьерного роста. Подумайте сначала: уверены, что так будет правильно?

Да, давно работающий сотрудник как никто другой знает процессы в компании, ее историю. Знает к кому из коллег с какой стороны подойти и в какое время это сделать лучше всего. Любит свою работу и компанию, иначе давно бы уже ушел. В общем, сотрудник мечты.

А теперь давайте представим, что его повысили в должности. Пройдемся по некоторым аспектам:

1. Коллеги. Те люди, которые сидели с ним в одном кабинете не меньшее количество лет. Они также в тайне мечтали, грезили и надеялись, что эта должность достанется им. Ведь они лучше, умнее, более привлекательны, дольше протирают офисное кресло. А тут внезапно все иначе. Какая реакция? Хорошо если только зависть. А могут и козни начать строить, срывать сроки, не выполнять задания и т.д.

2. Содержание работы. Изо дня в день выполнять одну и ту же работу, совершенствуя свои навыки с каждым днем, доводя до автоматизма и приводя к идеалу. А теперь все. Нет этих каждодневных обязанностей. Но есть другие: управление коллективом, постановка задач, принятие управленческих решений. Все то, к чему никогда никакого отношения сотрудник не имел. Будет ли он эффективен в этом без соответствующих навыков?

3. Ожидания вышестоящего руководства. Когда привыкли воспринимать сотрудника как профессионала в какой-либо деятельности – невозможно за один день изменить свое отношение и принять новую реальность, в которой ему нужно прощать промахи и ошибки. А это очень нервирует. Постоянное напряжение и нарастающее разочарование.

4. Распределение обязанностей. Если где-то убыло (сотрудник перестал выполнять свою работу, потому что его повысили), значит где-то прибыло (его обязанности раскидали между остальными сотрудниками). Кто-то из-за этого может покинуть компанию и тогда запустится процесс дорогостоящего поиска замены и ее обучения. Кто-то просто будет недоволен и начнет допускать ошибки в работе. В общем, счастливых не будет.

5. Выгорание. Когда привычное сменяется новым – это стресс. А освоить в новой должности нужно много и за короткий срок. А тут еще коллеги с руководством пристально следят и ждут, когда споткнется. Хорошо если до нервного срыва не дойдет.

6. Потеря интереса. Цель – повышение в должности – достигнута. А что дальше? Новая цель не появится легко и сразу. В период затишья хочется расслабиться и отдохнуть, а значит снижается работоспособность, задачи выполняются хуже. Да и смысл шевелиться лишний раз?

7. Сложности с поиском другой работы. Вырасти внутри компании – прекрасно. Не знать какие требования предъявляют к аналогичной должности другие работодатели – ужасно. Но кто думает об этом? Включается установка: раз меня повысили, то я этого достоин и меня везде возьмут с руками и ногами. Правда такова, что не возьмут. Здесь делают много скидок как неопытному. А там будут ожидать стопроцентное соответствие. И даже больше.

В общем, карьерный рост внутри компании – это прекрасно тогда, когда к нему подходят с умом. Т.е. когда сотрудника готовят заранее, дают попробовать, вкладываются в его обучение и только потом принимают решение. Но кто так будет делать? Долго, дорого, не гарантирован результат. Проще сразу в воду, а там уже смотреть: выплывет или нет. Получилось – оставим. Не получилось – найдем другого. На руководящие позиции уж точно кого-нибудь найдут.