Хорошие новости из Британии — смертельные ДТП, в которых гибнут люди на велосипедах, в прошлом году были там на рекордно низком уровне. Эксперты из НКО Сycling UK объясняют, как так получилось.
В прошлом году на дорогах Великобритании (Северная Ирландия сюда не попадает) во время поездки на велосипеде погибли 85 человек. Это, безусловно, много. Но заметно меньше, чем в предыдущие годы. В последний раз аналогичную цифру зафиксированали тридцать лет назад — в 1993 году.
Статистику летальных ДТП британцы ведут в пересчете на миллиард веломиль, и при таком подходе получается, что в 2022 году погибло на 24% меньше людей, чем в это было до пандемии. При этом количество веломиль выросло — на 12%. То есть ездить на велосипедах люди стали больше и дальше. Всего в 2022 году британцы накрутили на велосипедах 3,9 миллиарда миль (это 6,3 млрд км). Не знаю, как они это высчитали, но цифра выглядит впечатляюще.
Как же британцам удалось так резко, почти на четверть, повысить безопасность велосипедного движения?
В Сycling UK считают, что главная причина — поправки в Дорожный кодекс (аналог наших ПДД), которые вступили в силу как раз в начале прошлого года. В новых правилах есть, например, рекомендация ехать по узким и тихим улицам не с краю, а по центру правой полосы — так человек на велосипеде становится более заметным. Другая поправка устанавливает более строгие боковые интервалы — водители автомобилей должны держаться минимум в полутора метрах от велосипедов.
Менялись не только правила, но и инфраструктура. Многие города в последние годы строили новые велодороги и ограничивали движение автомобилей. В стране стало больше улиц, где нельзя ездить быстрее 20 миль (32 км) в час. В Лондоне на фоне пандемии стали вводить зоны с ограниченным трафиком — обычно это подразумевает запрет на транзитный проезд через жилые кварталы.
Еще одно лондонское новшество последних лет — “Зоны сверхнизких выбросов” известные как ULEZ. Автомобили, не отвечающие установленному стандарту (а это весь транспорт на бензине старше 2006 и машины с дизельным двигателем старше 2015 года) должны платить за въезд туда порядка 12 фунтов в сутки. Кстати, буквально на днях ULEZ охватили весь Лондон целиком. Основной смысл этой меры – сделать воздух чище, но есть и побочный эффект, который заключается в уменьшении общего количества автомобилей в городе. А чем меньше машин, тем обычно безопасней.