Япония более чем на 5000% увеличила объёмы закупок российского зерна. США в первом полугодии купили у России 416 тонн урана, что в 2,2 раза больше, чем годом раньше и максимум с 2005. Подобные сообщения с завидной регулярностью появляются в СМИ, чем вводят в заблуждение и даже обескураживают обычных людей.
Турция не относится к числу "враждебных", напротив. Не смотря на все "шероховатости" эта страна сохраняет статус одного из союзников и торговых партнёров. Что нельзя сказать о "токсичной" теме "Зерновой сделки". Которую давно уже воспринимают не иначе, как "в интересах Запада".
На встрече с Владимиром Путин врио губернатора Херсонской области Сальдо в свете прекращения зерновой сделки предложил возобновить паромную переправу до Турции, чтобы транспортировать зерно. Президент пообещал рассмотреть эту идею.
Очевидно, что предложение приурочено к предстоящей встрече российского и турецкого президентов в Сочи, которая, как ожидается, состоится 4 сентября.
Это лишь то, что на поверхности. А сколько всего скрыто? Алюминий и овощи в Польшу, например. Компоненты и сырьё для производства. Я уж не говорю о продаже углеводородов.
Всё это неизменно вызывает недоумение и вопрос: почему мы продолжаем торговлю с недружественными странами? Ладно "недружественные". Известно, что некоторые бизнес контакты сохраняются даже с самим натоспасаемым государством. И речь вовсе не о прокачке газа за который уже давно платят потребители. Конечно, это "кривые" и завуалированные схемы. И всё же. Торговля активно шла после 2014 и кое-что сохраняется по сей день. Вот где действительно "деньги не пахнут"!
Любопытно, что в обсуждении этой деликатной темы всегда имеют место два ключевых тезиса. "Почему МЫ продаём?". И "за всем стоят интересы ушлых олигархов, которые так и ждут чтобы всё развалить". Любопытно, что второй тезис особенно часто можно слышать со стороны медиа структур подконтрольных одному из "олигархов", имеющего интересы в недружественных странах. Очевидно, что ему "глотать пыль" вполне по душе.
Что ж давайте попробуем разобраться в этом хитросплетении.
Но сперва о восприятии. Дело в том, что торговые или иные отношения мы - обычные люди - чаще всего воспринимаем под призмой личных отношений с близкими или друзьями. Даже неосторожно сказанное слово легко может привести к прекращению общения с близкими людьми. Личная обида почти всегда превалирует над "выгодой".
Такое восприятие международных отношений, экономических связей и интересов, конечно, не верно.
Это довольно циничный и беспринципный мир, подчинённый исключительно интересам. Сиюминутным или долгосрочным. "Личное" - всего лишь инструмент, а не причина. То самое: ничего личного. Более того, не всегда между "интересами" и "выгодой" стоит знак =. Не редко за "интересы" приходится платить. Но это тема другого разговора.
Задавая вопрос "почему продаём?", редко можно услышать "почему покупают?". Россия ни коим образом не закрывала рынок и не отказывалась от сохранения торговых связей. Даже те ограничения, которые были введены за последние полтора года направлены скорее на удержание нежели разрыв.
Типичный, но один из свежих примеров, который некоторые увязывают с арестом российского самолёта. Называя якобы "местью Кремля".
Напомню. В конце февраля 2022 года власти Канады арестовали российский грузовой самолёт "Руслан", с партией медикаментов. Тогда это вызвало большой общественный резонанс. Народ требовал срочных зеркальных мер.
На самом деле нанести ущерб можно было только канадскому бизнесу. Он хоть и связан с политикой, но знак = ставить было бы не верно. А арест самолёта - это сугубо политическое решение.
Тем не менее. Многие публичные компании в первые же недели конфликта устремились на выход с Российского рынка. Разумеется, весь этот демарш не имел ничего общего с экономикой. Таким образом КЗ стремился нанести двойной удар. Экономический и социальный. Сами компании рассчитывали на скорое возвращение не только сохранив активы, но и компенсировав издержки. Этого не случилось.
Кроме публичных гораздо больше в России тех, что имеют критически важное значение для Запада, но при этом остаются в тени, так как не занимаются выпуском готовой продукции. Одна из таких Magna International - производитель автомобильных компонентов для известных марок от Форда и Тойоты до Хёндэ и Тесле. Располагает предприятиями в трёх десятках стран. Четыре из них успешно и эффективно работали в России, обеспечивая выручку в полтора десятка миллиардов. Физически эти предприятия расположены в Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Калуге и Санкт-Петербурге.
Сложно сказать, что стало главной причиной (политика или всё же объективные сложности в работе и управлением активом), компания решила свернуть деятельность в России. Однако к тому моменту правительство приняло ряд "регулирующих инструментов", которые позволяют продать бизнес, но с рядом условий. Это и одобрение сделки Кремлём, 50% дисконт и порядка 10% отчислений в бюджет от суммы сделки по продаже. По слухам, покидая Россию Magna International сумели выручить лишь 15 млн. долларов при оценке бизнеса в 400.
Таких примеров довольно много, но ни один из них не говорит о том, что Россия стремиться разорвать торговые отношения с Западом. Чего нельзя сказать о самих "недружественных странах". Те группы товаров на которые они же сами вводят запреты - покупаются "кривыми схемами". А то, что можно - идёт своим чередом.
Второй вопрос, который стоило бы задать. Почему мы покупаем? Поток товаров из "недружественных стран", хотя и имеет тенденцию к снижению, но лишь в целом. Поскольку некоторые группы либо сохраняют прежний объём, либо увеличиваются. Да, в целом всё заметнее активная диверсификация. Где-то в сторону внутреннего производства (хотя действительно заметные изменения стоит ожидать в период 2025-2027, если всё будет развиваться так, как сейчас). Где-то в сторону других рынков.
Отвечая на вопрос "почему покупаем у недружественных" можно переадресовать и потребителю. Почему вы покупаете товары из недружественных. Или даже: обращаете ли вы внимание на происхождение товара? В этом обширном списке есть и действительно критически важные для некоторых отраслей позиции. Но! Это дорога с двусторонним движением. Нам требуются - они хотят продавать!
Так зачем это всё?
Было бы слишком просто объяснить происходящее тем, что и здесь и там сохраняется потребность. Хотя это действительно важный фактор. Продавая что-то мы оставляет открытой дверь для того, чтобы вынести что-то действительно необходимое нам здесь и сейчас. Не всё может появится по щелчку пальцев. Особенно в тех областях, где такая работа не велась от слова совсем.
Поставляя свои товары мы не только зарабатываем (что, согласитесь, не так уж плохо) но и ставим в зависимость некоторые из критически важных секторов экономики.
Но есть в этой истории и политическая составляющая. Да. Те самые условные "олигархи", хотя вернее сказать "бизнес сообщество". Сохраняя эти контакты и бизнес интересы там, мы подпитываем "оплот сопротивления" предмет для диалога. По сути то, чем должны заниматься дипломаты. Но проблема в том, что "евродипломатия" сегодня занята обслуживанием других интересов.
Да, возможно сейчас эффект от этого и незаметен, не оказывает ощутимого влияния. Хотя, кто знает? Как бы принимались решения о поставках той же техники, оборви мы вообще все связи, закрыв все представительства?
Где-то и не окажет. Но, как показывает многолетний опыт сосуществования цивилизаций: глухой забор никогда ещё не давал желаемого эффекта. Скорее наоборот. Политика и бизнес - не то место, где стоит искать мораль и принципы.
Спасибо всем, кто дочитал на до конца!
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев ||
DM_812 В ВК vk.com/dm_812