Чем ближе сентябрь, тем больше вздохов со словами «о нет, скоро снова учеба...». Конец летних каникул может быть сложным как для учеников, так и для учителей. Рассказываем, как облегчить возвращение для обеих сторон.
Самое важное — восстановление контакта
Возвращение после каникул — это своего рода воссоединение ученика и учителя. Для развития значимых отношений важно уделять внимание общению с учеником. Расспросите у ребенка, как прошло его лето, что ему больше всего запомнилось. Мозг ребенка буквально запрограммирован на то, чтобы интересоваться чем-то новым, расскажите о своих ярких моментах, которые могут быть интересны ученику, но не забывайте о том, что в данной ситуации ведущая роль принадлежит ребенку, а диалог, как форма общения, предпочтительнее монолога учителя.
Постановка целей — отличное начало
Начните занятия с постановки целей на предстоящий учебный год. Привлекайте ученика к активному участию, это поможет ему быстрее сосредоточиться на текущих задачах. Попросите ученика поставить несколько краткосрочных целей, они не обязательно должны быть амбициозными. Прочитать книгу, получить “5” по предмету в течение первой недели - здесь важно поощрить сосредоточенность ученика на предмете и задачах. Предложите ученику создать чек-лист для возвращения привычки работать целенаправленно.
Например, ученик хочет прочесть в первый учебный месяц 2 произведения из школьной программы, получить “5” по математике, русскому языку и истории по итогам входного тестирования.
Чек-лист для достижения целей на день:
- [Название произведения] — читать 10 страниц в день
- Повторить решение задач [тип задач] — решить 4 задачи
- Повторить правописание гласных в корне слова — выполнить 5 упражнений
- Повторить 5 тем по истории (выполнить задания формата ВПР) — 3 задания
Используйте неформальный подход
Джуди Уиллис, автор книги “Как научить ребенка легко учиться”, обращает внимание на тот факт, что все обучение начинается с информации, воспринимаемой пятью чувствами: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. Наш мозг способен обрабатывать только около 1% информации, которая к нему поступает, и он отдает приоритет определенным вещам. С помощью визуализации мозга мы можем видеть, что приоритетной является сенсорная информация, которая помогает млекопитающим выживать. Неожиданная информация, связанная с вашим предметом или темой первого урока, послужит фильтром для внимания ученика, так как мозг ребенка сможет быстрее включиться в обучение, принимая новую и неожиданную для себя информацию.
Подберите несколько любопытных фактов, связанных с вашим предметом и темой обучения, и это послужит сигналом для включения внимания ребенка на уроке и активации его памяти.
Например:
Как ты думаешь, сколько необходимо клеток головного мозга для выполнения целенаправленной задачи?
В 2022 году исследователи из мельбурнского стартапа Cortical Labs в лаборатории вырастили клетки человеческого головного мозга. 800000 клеток головного мозга, которые находились в чаше Петри (невысокий лабораторный сосуд в форме цилиндра, похож на баночку из-под крема, но прозрачный), смогли сыграть в видеоигру Pong — перемещали по экрану ракетку и отбивали мяч, то есть выполняли целенаправленную задачу.
Игры — лучший способ мотивации
Независимо от возраста ученика игра позволяет формировать учебную мотивацию и легко вовлекать ребенка в процесс обучения. Заготовьте заранее несколько игр с несложными заданиями на повторение материала, который вы изучали в прошлом году. Мозг отдает приоритетное внимание новизне и изменениям, поэтому включите в игры материалы новой темы, чтобы стимулировать ученика на достижение целей, поставленных в начале урока.
Игра “Правда или ложь” в начале урока позволит также использовать неожиданную информацию в игровой форме. Предложите ученику факты, так или иначе связанные с темой урока, а он должен определить: правда это или ложь.
Например:
6 марта во всем мире отмечают день математики — правда
Ноль на арабском языке означает “цифра” — правда
Отрицательные числа начали использовать впервые древнегреческие купцы — ложь / впервые отрицательные числа начал использовать итальянский купец Пизано в XIX веке, таким образом он фиксировал свои долги.
Самое большое в мире число — центиллион записывается как единица и миллион нулей? — ложь / центиллион — это единица и шестьсот тысяч нулей.
Используйте прием «внезапное молчание»
Попробуйте прервать свою речь на середине предложения. Таким образом вы включите любопытство ученика, которое сработает как фильтр для его мозга, включит внимание, так как ему захочется узнать больше, чем вы уже успели сказать. При этом бдительность повысится и у памяти, так как напряженная пауза в речи перед тем, как сказать что-то важное, послужит сигналом и для этого познавательного процесса.
Например:
Общество как систему характеризует … (пауза) наличие сфер и институтов.
Прямые налоги представляют собой … (пауза) обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.
Уделите внимание себе
Для учителя возвращение к работе после каникул также может стать серьезным испытанием. Воспользуйтесь чек-листом, который поможет вам ничего не забыть перед началом занятий.
- Перед началом работы выделите день, чтобы расслабиться и подумать о том, чего вы хотите достичь в течение нового учебного года.
- Составьте список целей на год, месяц, неделю.
- Сформируйте удобное для себя расписание на ближайший месяц.
- На первой встрече с учеником обсудите его успехи, проблемы, ожидания, цели.
- Создайте план работы с каждым учеником на ближайший месяц, разбейте его на отрезки по неделям.
- Заранее подготовьте задания, которые помогут ученикам вспомнить пройденный материал.
- Фиксируйте сложности ваших учеников, чтобы своевременно внести изменения в план работы.
- Поддерживайте учеников морально, напоминайте им о том, что ошибаться - это нормально и очень хорошо, если удается найти ошибку и исправить ее.
Татьяна Сорокина, методист Учи.Дома
#учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование