Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: Вячеслав Гайворонский, Андрей Разин, Татьяна Комова, Аркадий Пикунов «DOM.LIVE» (Jazzist, 2023)

Альбом «DOM.LIVE» записан на концерте в московском Культурном центре «ДОМ». Изначально планировалось, что трубач Вячеслав Гайворонский и пианист Андрей Разин выступят вдвоем, но они решили пригласить гостей — Татьяну Комову (вокал) и Аркадия Пикунова (саксофон, электроника). В таком составе музыканты играли впервые, а Гайворонский и Пикунов и вовсе познакомились за несколько часов до начала концерта.

Концерт открывается дуэтом Андрея Разина и Вячеслава Гайворонского («Мотылек»): трубач извлекает из инструмента несколько мрачных низких звуков, а пианист отвечает легким ударом по струнам, открытым под крышкой рояля. Сначала оба инструмента как будто одиноки, но в какой-то момент они «находят» друг друга и начитают взаимодействовать — и чем дальше, тем интенсивнее. Труба сохраняет изначальную интроверсию, но, в отличие от нее, рояль постепенно осваивает всё больше и больше музыкального пространства. Когда общее настроение найдено, Андрей Разин несмело произносит: «Снег… сено… запорошил…» Судя по реакции, Гайворонский моментально считывает цитату: это стихотворение Иосифа Бродского «Зимним вечером на сеновале». Музыка становится всё более напряженной, Гайворонский движется вверх по регистру, и текст вплетается в происходящее — ритм стихов Бродского и инструментально-вокальная импровизация Разина становятся неразрывным целым. Ближе к финалу музыка возвращается к изначальной тишине, которая в конечном итоге рассказывает об одиночестве творца.

Что это? Фри-джаз? Отчасти да, но стилистические устремления здесь гораздо шире и не укладываются в рамки отдельно взятого направления.

Во второй композиции («Ночь») Гайворонский читает одно из самых темных стихотворений Бродского, написанное им в ожидании суда по обвинению в тунеядстве — «Ночь. Камера. Волчок…». Тем временем Андрей Разин создает нервный музыкальный фон, полный парадоксов: фри-джазовые диссонансы уживаются с плотным, практически фанковым ритмом (неслучайно черновым названием этого трека был «Фанк»).

Происходящее плавно перетекает в «Танго», но поклонники Карлоса Гарделя и более поздних экспериментов Астора Пьяццоллы услышат здесь разве что меланхоличное настроение жанра: Разин и Гайворонский не следуют форме танго, а вскрывают его содержание — встречу двух заблудших душ.

И вот на сцене появляется Татьяна Комова, способная подчинить себе и детскую сказку, и высокую трагедию. В ее интерпретации стихотворение «Птицы» Николая Заболоцкого становится поначалу ласковой колыбельной (пусть даже хищные Волк и Лиса в исполнении Разина и Гайворонского всё время готовы к прыжку), затем оборачивается страшной сказкой, которую охотно развивают рояль и труба, а потом и вовсе камланием, поддерживаемым электроникой и саксофоном Аркадия Пикунова.

Но «Птицы» оказываются переломным моментом: тьма постепенно отступает, и в музыке проявляется свет. В пьесе «Атмосферы» на фоне низкого звучания электроники Пикунова труба Гайворонского становится «чище» и ярче, а «Сказка» открывается высокими протяжными нотами саксофона, после которых Татьяна Комова вступает в игривый диалог с роялем Разина, где еще сохраняются, но уже отходят на второй план отголоски грусти.

Кульминацией и логическим завершением программы становятся «Рыбы», где сошлись воедино, преломились и по-новому зазвучали многие идеи, рождавшиеся во время концерта. Музыка сияет здесь, как отсвет солнца на реке, а Комова поднимает аскетичное стихотворение Бродского «Рыбы зимой» до невиданных экзистенциальных высот.

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — этими словами из Евангелия от Иоанна вполне можно описать услышанное. Что тут еще скажешь? Поверьте этим музыкантам, и они постепенно проведут вас от глубокой тьмы к чистому свету.

Apple Music VK Музыка | ЗВУК | MTC Music | YouTube | YouTube Music

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц