Старец-затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр напоминал, что заповедь непрестанно молиться была дана всем. Мы непрестанно должны памятовать о Боге, а значит непрестанно молиться ему. Не только монашествующие, святые мужи, но и миряне, опытные или новоночальные должны помнить о этой Господней и Апостольской заповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) вообще советовал: «Жить там, где Бог привел, и ничего не затевать другого». Продолжение читайте в нашем телеграм-канале по этой ссылке: https://t.me/molitvaikona/8261 .
Не мереть аршином, а сказано - сделано.
Но в тоже время отец Александр был снисходителен к немощам другим. И давал келейное правило по силам. Ничем старался не обременять, чтобы это правило не смущало и не расстраивало молящегося.
Многие старцы даже считали его баловником, хотя потом сами к нему же и обращались, а многие даже становились его учениками.
Если даже не может человек исполнить его, не получается или не успевает, то он советовал заменять его смирением и самоосуждением. Бывало даже шутливо говорил: "Смиренее будешь".
Некоторым как монахине советовал в случае нужда заменить привычные молитвы молитвой Иисусовой. Очень он уважал её, говорил, чтобы все её творили. А одной монахине сказал: "Если не получается правило свое исполнить сядь и читай Иисусову молитву, твори час, твори полчаса. И вменится это тебе вместо твоих молитв, матушка Каллисфении".
Старец заповедал, чтобы больше в этой молитве упражнялись, «Старайся, – говорил он, – имя Господне произносить устами: оно очищает и избавляет сердце от страстей». "Блажен тот человек, который ее занимается".
Если трудом, не можете начать или трудно продолжить все равно не бросайте. Неохота и лень всегда может сопровождать молящегося. Но надо нудить себя.
Без самопринуждения ни в чем не успеешь. Трудно идти в гору – под гору бывает легче; трудно бывает также слепому, пока он не прозрит; а когда прозрит, радуется и веселится, что увидел свет. Так и молитве, хотя и плохо и с трудом будем учиться, но со временем выучимся, если не ослабеем; зависеть это будет от нашего самопонуждения. Божия же помощь всегда готова к нам прийти.
Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Тогда молитва сама от этого усилия начнет действовать в нас. И в каждом она будет действовать неповторимо, потому что все мы уникальны, а молитва – это выражение конкретной души в ее общении с Богом.
Грешники, доныне еще не покаявшиеся, плачьтесь вы, говорю я, о грехе своем, плачьтесь о злобе своей, плачьтесь о мучении своем и плачьтесь притом о несчастии детей своих, коим вы оставляете в наследие злой пример развращенного жития. Я не хочу того, чтоб вы о страстях Христовых заплакали; я хочу только, чтобы вы от меня выслушали о том, какое из всех страданий Христовых было самое мучительное, о котором Он Сам, жалуясь, говорил: «Прискорбна есть душа Моя до смерти».