Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

"Анти-глянец": Леонид Фëдоров

Есть музыканты, которые с годами не меняют ни своих убеждений, ни своих привычек и хотя само время наносит отпечаток на их лица, в душе они всё те же, какими были и десятилетия назад - бунтари с гитарами не ставшие "прогибаться под изменчивый мир". И даже сохранившие свой имидж из 80-х, если это можно назвать имиджем. Будь они звёздами, то я бы просто писал о них в рубрике " Звëзды без пафоса", но поскольку такового ("звёздного") статуса они зачастую не имеют, то было решено создать другую рубрику, название которой (как мне кажется) отражает сущность этих людей в полной мере. И сегодняшний разговор о Леониде Фëдорове - одном из лидеров независимой рок-музыки в России.

Леонид Фёдоров всегда отличался тем, что не стремился быть в центре внимания. Публичная слава - это точно не о нём. Поэтому и о его личной жизни известно очень мало - эту калитку он всегда держал "закрытой на семь засовов" и пускал в неё лишь самых близких ему людей. А вот в музыке он как раз наоборот был открыт всему и всем и именно музыка всегда была и остаётся главной в его жизни.

Леонид родился 8 января 1963 года в городе - "колыбели трёх революций": Санкт-Петербурге (Петрограде,Ленинграде). Повлияло ли это на его попытки совершить четвёртую революцию - революцию в музыке - сказать сложно. Но эволюция, благодаря Фёдорову и другим, таким же как он, талантливым и ищущим - произошла несомненно.

Музыкой Леонид увлёкся ещё в детстве и родители, одобряя это увлечение сына, даже пытались записать его в музыкальную школу. Вот как о том периоде вспоминает он сам: "... Было время, когда меня учили нотам, но я все забыл...".

Свою первую группу Леонид собрал ещё в школе и было это в 1977 году. Применив несложные математические подсчёты можно предположить, что учился он тогда в 7 или 8 классе. В группу входили одноклассники Леонида, а своей "репетиционной базой" они избрали его квартиру. Родители этому судя по всему не противились - отец Леонида даже изготовил для всего коллектива гитары. А вот что на этот счёт думали соседи - история умалчивает))). Дебютное выступление группы состоялось на одном из школьных выпускных вечеров и, видимо, было успешным. Поэтому до самого окончания школы "Фаэтон" (так ребята назвали свой коллектив), был постоянным участником всех школьных мероприятий.

По окончании школы Фёдоров поступает в Ленинградский Политехнический на физико-математический (физ-мат) факультет. На выбор ВУЗа в первую очередь повлияло то, что там была военная кафедра, а значит служба в армии, его выпускникам не грозила.

По словам самого Леонида, самым тоскливым периодом его биографии была работа инженером в КБ завода "Русские самоцветы", куда он попал после окончания института: "...Я интуитивно понял, что не могу больше работать и хочу заниматься музыкой. Хотя по закону я не имел на это права — тогда можно было и в тюрьму за такое угодить...".

Даже родительского понимания и поддержки в этом вопросе он не получил: они не могли понять, как он собирается зарабатывать сочинением «песенок» и считали что это блажь. Но, как говорится, "не мытьём так катаньем". В итоге Леонид несколько раз не вышел на работу без объяснения причин, после чего ему предложили написать "по собственному"(а ведь могли и по статье уволить, между прочим - сам через это проходил в молодости, поэтому знаю как это бывает).

И уже в 1983 году, Леонид создаёт "Аукцыон" - своё главное творческое детище: "...Когда мы узнали, что станем членами Ленинградского рок-клуба, то отправились отмечать это дело и придумывать себе новое название. Накупили портвейна, открыли словарь, стали листать, но дальше буквы «А» не двинулись. Остановились на «Аукционе». А букву «Ы» в 1988 году придумал наш барабанщик Борис Шавейников...".

Федоров стал для группы идеологом, основным композитором и музыкальным руководителем, а затем и ведущим вокалистом. К середине восьмидесятых «АукцЫон» считался одной из самых интересных советских рок-групп, с уникальным музыкальным стилем и узнаваемым сценическим образом. Их концерты превращались в шоу с элементами клоунады и не в последнюю очередь благодаря Олегу Гаркуше - уникальному в своём роде шоумену. В конце восьмидесятых музыканты «АукцЫона» впервые отправились на гастроли за рубеж. Во Франции они записали свой альбом, что до них удалось сделать лишь нескольким советским группам. Когда в стране начался экономический кризис, коллектив активно гастролировал за границей. В 1992 году новым другом и соратником музыкантов «АукцЫона» стал художник, исполнитель и поэт Алексей Хвостенко ("Хвост"), с которым они работали над записью четырех альбомов, а после его смерти Федоров выпустил на стихи Хвоста еще несколько пластинок.

В конце девяностых и первой половине двухтысячных годов у «АукцЫона» не вышло ни одного студийного альбома. Долгое молчание группы было прервано выпуском пластинки «Девушки поют» в 2007 году, для записи которой музыканты отправились в Нью-Йорк, где к ним присоединились известные американские андеграундные звезды Нед Ротенберг, Фрэнк Лондон, Джон Медески и Марк Рибо. Через четыре года «АукцЫон» снова напомнил о себе выпуском «Юлы». (по мотивам публикации ).

Лично мне всегда было интересно наблюдать за выступлениями "АукцЫона" на сцене, а вот слушать их песни с аудионосителей было не столь любопытно. Всё же группа была ориентирована в первую очередь на визуальное восприятие (во всяком случае я воспринимал их прежде всего именно так). Но всё изменилось, когда Леонид Фёдоров решил реализовать себя в сольном творчестве (не прекращая сотрудничества с "АукцЫоном"). Первый же альбом «Четыресполовинойтонны», выпущенный в 1997 году сразил меня буквально наповал.

По сути «Четыресполовинойтонны» - акустика, в духе легендарных "квартирников" 80-х и такого же отвратительного качества записи, но, на удивление, это не напрягало тогда и совершенно не раздражает даже сейчас, когда казалось бы качественным звуком уже "перекормлен". А "Далеко"- всё так же цепляет за тонкие струны души.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ACsGpNIKyeY

А потом был легендарный "Брат-2" и "Дорога". Но хотя Леонид исполнял эту песню и сольно, под гитару, но всё же вместе с "АукцЫоном" она звучит интересней и драйвовей. Кстати сама песня была написана и записана задолго до фильма - она вышла на шестом студийном альбоме "Аукцыона" - "Птица" ещё в 1993 году. Но именно благодаря "Брату-2" пережила по сути второе рождение и стала безумно популярной в начале первого десятилетия XXI века.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Qa4cUuktSZw

Но вернусь к сольным проектам Леонида. "...Им нет числа, сквозят из всех щелей..."(шутка). Конечно им есть число и оно превышает три десятка ( считая совместные проекты с Анри Волохонским,Владимиром Волковым, Игорем Крутоголовым («Фёдоров и Крузенштерн»),Сергеем Старостиным и Андреем Котовым. И каждая из этих работ по своему уникальна. Как впрочем и уникальны альбомы "АукцЫона". Думаю что конкретно коллективу тоже стоит посвятить одну из будущих публикаций, но в данном случае это не анонс - я ничего не обещаю. Тут, как пойдёт, а пойти может по-разному. Ну или вообще не пойти. Если кто-то думает что статья это просто, главное найти тему, а дальше сел и написал, то это заблуждение. Иногда - да, получается и так, но порой (и нередко) некоторые статьи пишутся неделями, а то и месяцами. Вроде поначалу бац, пошло, а после нескольких абзацев запал иссяк (ну или вдохновение ушло)...

А я вернусь в 1993-й, к альбому "Птица" и его заглавной ( в смысле давшей название альбому) композиции. Она тоже широко известна (но в узких кругах). Вот она в сольном исполнении Фёдорова:

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=4FSg_DHaix8

А это она же, но в исполнении с "АукцЫоном":

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=OJI9CCNzGvU

Кстати,обратите внимание на гитару Леонида. Это Fender Jaguar расцветки olympic white, выпущенная в 1966 году, которую Фёдоров приобрёл в 1989 во время гастролей в Париже. В одном из интервью музыкант говорил о своей многолетней приверженности инструменту, отмечая, что «со временем такие вещи становятся только лучше». В каком-то смысле это тоже свидетельство постоянства во всём, а не бессмысленный консерватизм.

Слишком близких отношений с кинематографом у Леонида Фёдорова не получилось, но в роли кинокомпозитора он однажды выступил.Это была последняя работа Алексея Балабанова "Я тоже хочу" (2012). Поначалу режиссёр даже утвердил Фёдорова на главную роль музыканта в фильме, но что-то там не сложилось и Леонид сниматься на смог. И, буквально за несколько дней до начала съёмок, Балабанов пригласил на роль другого участника группы «АукцЫон», Олега Гаркушу. Однако Фёдоров стал композитором фильма, и саундтрек кинокартины полностью составили песни как из его сольного репертуара, так и из репертуара группы «АукцЫон». Об этом подробнее вы сможете прочитать в статье рубрики "Кино и музыка", которая готовится к публикации. А пока я, в качестве анонса, приведу две из восьми песен, вошедших в саундтрек (слабонервным просьба не смотреть и не слушать):

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=g6Qh8mQGP1c

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DrkL0rm-T50

Говорить о творчестве можно долго, но лучше это творчество видеть и слышать. И не в пересказе посредников, а от самого творца. Поэтому я не буду утомлять вас, уважаемые читатели, ненужными фразами. Лучше послушайте ещё несколько песен:

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=iZRljbgQ5jY

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=4O_7W3rLIqM

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gt7YI-6ok9E

Готовя данный материал к публикации я изначально был уверен что большого количества дочитываний он не принесёт - в лучшем случае до пятисот в первую неделю, а в худшем - может и сотни не наберётся. Ведь Фёдоров - не Лариса Долина, статья о которой побила все рекорды, набрав почти 19000 дочитываний за две недели. И это не свидетельство народной любви, поскольку большинство комментаторов согласилось со мной, что любить Долину особо не за что. Это просто проявление интереса к теме. С одной стороны ситуация прямо скажем пародоксальная: людям интересно не то, что того заслуживает, а то, что является в каком-то смысле злободневным. Но с другой стороны неужели публикации о Ирине Бржевской, Валентине Никулине, Валентине Дворяниновой, Аркадии Островском (и т.д.) не заслуживают внимания и интереса? Вопрос понятно риторический и не требует ответа. Тем более что ответ, на моё желание писать о тех людях, о которых я сочту нужным - никак не повлияет. Но чисто по-человечески всё равно обидно. Хотя я вполне допускаю и вину алгоритма Дзена, благодаря непредсказуемости которого в ленту рекомендаций попадает не всё, что того достойно. Бороться с этим - всё равно,что сражаться с ветряными мельницами: пытаться можно, но эффекта-ноль. Но я всё равно буду. Потому что на примере того же Леонида Фёдорова понимаю: делай то, что тебе нравится, а на всё остальное...И будешь жить в гармонии с самим собой, а всё остальное-неважно.