Предлагаем варианты конструкций, которые можно использовать для критики.
- Критика-подбадривание: «В следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось. Ничего страшного».
- Критика-упрек: «Что же вы? Я на вас рассчитывал».
- Критика-надежда: «Надеюсь, в следующий раз получится лучше».
- Критика-аналогия: «У меня тоже раньше бывали такие же ошибки. Ох и попадало мне от начальника!».
- Критика-похвала: «Хорошая работа. Только не для этого случая».
- Безличная критика: «В нашей команде еще есть сотрудники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем их называть».
- Критика-озабоченность: «Я озабочен текущим положением дел, особенно ситуацией таких сотрудников:... ».
- Критика-сопереживание: «Я вас прекрасно понимаю, я вхожу в ваше положение, войдите же и в мое. Ведь работа то не сделана».
- Критика-сожаление: «Мне жаль, но должен отметить, что задача выполнена некачественно».
- Критика-удивление: «Как, неужели вы не справились с задачей?! Не ожидал от вас».
- Критика-ирония: «Да, работка что надо! Как теперь начальнику в глаза смотреть будем?».
- Критика-упрек: «Я был о ваших способностях лучшего мнения».
- Критика-намек: «Я был знаком с одним человеком, который поступал так же, как вы. Потом ему пришлось плохо…».
- Критика-смягчение: «Что же у вас так неаккуратно получилось? И не вовремя!?».
- Критика-замечание: «Сделано неверно. В следующий раз прошу советоваться».
- Критика-предупреждение: «Если брак повторится, пеняйте на себя».
- Критика-требование: «Вам придется переделать работу».
- Критика-вызов: «Раз вы допустили так много ошибок, сами решайте, как теперь выйти из положения».
- Конструктивная критика: «Работа выполнена с ошибками. Что теперь собираетесь предпринять?».
- Критика-опасение: «Я опасаюсь, что в следующий работа будет выполнена на таком же уровне».
Можно использовать все эти формы только в том случае, если между подчиненным и наставником есть взаимное уважение. Чтобы выглядеть достойно в глазах руководителя, подчиненный сделает все возможное. Особенно если критика получилась щадящей.
Если вы не уверены, что сотрудник относится к вам доброжелательно, очень аккуратно подходите к критике, сочетайте негативные оценки с позитивными.
Критика полезна, когда ее воспринимают. Читайте также «Как воспринимать критику».