Найти тему
Николай Секерин

Пролетая над гнездом кукушки

Реалии психбольницы в этом фильме выступают главным сюжетным полотном, однако под этой поверхностной зарисовкой, как мне кажется, скрывается и более глубокий смысл, о котором попытаюсь рассказать в сегодняшней статье.

Герой Джека Николсона, отправленный судьями в заведение для душевнобольных, попадает сюда для проведения психиатрической экспертизы, поскольку совершённые им преступления прямо-таки сочатся неадекватностью и заставляют усомниться в его умственной полноценности. Хотя, интересно было бы узнать какие, в таком случае, преступники могут считаться нормальными, а какие преступления – адекватными? Но это вопрос сугубо философский и, в общем, в рамках фильма никак не исследуется.

А исследуется здесь, по моему мнению, всё наше общество в целом, хоть на первый взгляд и кажется, что сюжет об одних лишь душевнобольных.

Оказавшись внутри закрытого стационара, мистер МакМёрфи никак не желает мириться с заведёнными тут правилами и сразу же начинает саботировать всё то, что старательно оберегается медперсоналом, а именно: регулярный приём лекарств, режим сна и бодрствования, распорядок дня, приём пищи, водные процедуры, прогулки на свежем воздухе и так далее.

Отдельного внимания в программе психбольницы заслуживает некое мероприятие в стиле доверительного общения товарищей по несчастью а-ля «общество анонимных алкоголиков», где люди под пристальным надзором медсестёр, рассказывают друг другу о самом «сокровенном», или же попросту жалуются на допущенную по отношению к ним несправедливость.

Таким образом, довольно скоро у МакМёрфи создаётся убеждение, что он находится во весьма специфическом, но всё же вполне натуральном, месте лишения свободы, в котором с одной стороны вроде бы и гуманней, чем в обычной тюрьме, а с другой – вся эта гуманность насквозь искусственна, а неподчинение требованиям медработников может вылиться в куда более страшное наказание, нежели простое избиение и посадка в карцер, как это бывает в среде обитания «нормальных» заключённых.

К примеру, в этом месте тебя могут запросто лишить своего мнения, назначив курс лечения из уколов специальными препаратами, предварительно привязав на несколько дней к железной койке. Ещё тут могут отбить желание безобразничать, пустив через твоё тело заряд электрического тока, или насильно искупать в ледяной ванне. Ну а если ты не придёшь в чувство от всего перечисленного и будешь по-прежнему предпринимать попытки «бороться с системой», то тебя ждёт пожизненное лишение разума через лоботомию, после которой ты уже вообще никогда и ничего не будешь желать.

Короче говоря, простор для «творчества» у психушечных вертухаев возможно и не был таким разнообразным как у работников уголовно-исполнительной системы, но зато в ментальном смысле власти над своими подопечными они имели гораздо больше, поскольку вышеперечисленных методов «лечения» с лихвой хватило бы для безоговорочного «подчинения порядку» даже самого опасного в мире рецидивиста.

И к несчастью для себя, неутомимый бунтарь МакМёрфи не успел вовремя осознать всю грозящую ему здесь опасность и доигрался-таки до высшей меры психиатрического наказания. Наказания, которое здесь назначается без суда, следствия и прочего формализма, а лишь по одному только волеизъявлению врача.

МакМёрфи неимоверно бесило, что все эти благовоспитанные медсёстры, вежливые санитары и мудрые доктора обладают в этом месте такой безграничной властью. Он никак не мог смириться, что находится в числе людей, которые слушаются и безропотно выполняют любые требования «режима», стыдливо пряча глаза и отворачиваясь, если вдруг кто-то из белых халатов посчитает необходимым сделать им какое-либо замечание.

Он никак не мог смириться ещё и с тем, что его подчиняют своей воле всякие лицемерные белоручки, тогда как раньше этого не могли добиться даже грубые надзиратели нормальных тюрем. И потому МакМёрфи всеми силами доказывал себе и окружающим, что его-то уж точно здесь не приручат. Он организовал массовый побег и на несколько часов устроил своим новым «друзьям» увеселительную регату…

Впрочем, не буду далее пересказывать сюжет, вернёмся лучше к вышеупомянутому вопросу. Почему этот фильм не только про психбольницу, но и про всё общество в целом?

Дело в том, что большинство персонажей «Пролетая над гнездом кукушки» хоть и не являются психически здоровыми людьми, но тем не менее находятся в своей тюремно-образной больнице исключительно ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ, тогда как принудительно тут держат одного лишь уголовника МакМёрфи.

То бишь, добровольно соглашаясь с назначенной им обществом ролью неполноценных людей, они смиренно делают всё, что от них требуют. Чем заниматься, когда спать, как думать и что говорить. Они живут по указке персонала, все члены которого в свою очередь, действуют по инструкции, которую написали для них другие. Каждый в этом фильме подчиняется каким-то негласным правилам, смысл которых вполне не понимает, а просто делает так, потому что НАДО.

И вот, в этой системе неожиданно появляется бунтарь. Он хочет делать только то, что сам считает нужным и не намерен никому подчиняться. Он словно бы дикий зверь, не желающий приручаться. Вольная птица, стремящаяся покинуть клетку и делать всё, что ей вздумается.

В такой трактовке кажется, что МакМёрфи герой положительный и что он просто борец, угнетаемый бездушной системой. Этому «борцу» хочется сочувствовать, его как будто бы понимаешь, ему симпатизируешь…

Только вот, как же быть с тем фактом, что МакМёрфи – насильник, вор и мошенник? Как охарактеризовать все его преступления с точки зрения общечеловеческой морали, а не только в качестве одного эпизода «протеста против гнилой системы»? С какой стати за полёт этой «вольной птицы» должны расплачиваться другие люди?

Ведь те, кого он избил и ограбил, являются обычными человеческими индивидуумами со своими заботами и проблемами, а не какой-то там абстрактной «системой». Да, все они служат этой системе, работают и встают по будильнику, потому что таков их путь выживания. И совокупность всех этих людей, подчиняющихся чужим правилам и распорядку – это и есть вся система целиком.

Однако система не может испытывать физическую и душевную боль – эта боль предназначена конкретным людям. Так вот, когда МакМёрфи избивает и грабит – он на самом деле не «восстаёт против режима», а всего-навсего причиняет страдания отдельным беззащитным членам общества.

Анализируя же данное кино в корне, создаётся впечатление, что для существования в цивилизованном мире, есть только два возможных варианта: стать частью раболепного стада, или оказаться вне закона.

Но для того чтобы не быть винтиком порочной системы, вовсе не требуется становиться преступником! И между двумя крайностями в виде бесшабашного разбойника и сборища ручных человечков, что предлагает на суд зрителя этот фильм, всегда можно найти что-то среднее.

Что-то такое, чего, к сожалению, в «Пролетая над гнездом кукушки» нет совсем.