Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

Легенда русского флота, бесстрашный адмирал царской России. Николай фон Эссен.

Легенда не только Балтийского, но и всего русского Военно-Морского флота, герой Порт-Артура и Первой мировой войны. Его имя знал каждый моряк, каждый матрос. По воспоминаниям внучатого племянника флотоводца Николая фон Эссена, одно только упоминание фамилии прославленного флотоводца спасло однажды жизнь его младшему брату.

НИКОЛАЙ фон ЭССЕН. ВНУЧАТНЫЙ ПЛЕМЯННИК:
В начале двадцатого века Алексей Оттович фон Эссен получил назначение в Закавказское наместничество. Там пережил революцию, был в Азербайджане заместителем министра юстиции. После прихода Красной армии начались аресты, взяли и Алексея Оттовича. Следствие по его делу поручили балтийскому матросу. И вот первый допрос: «Фамилия…» — «Эссен…» — «Ты не родственник Гололобого?» Так на флоте звали адмирала потому, что он был лысым. Алексей Оттович отвечает: «Да, родственник. Брат». И моряк его отпускает. А так бы, к стенке и в расход.

Николай Оттович фон Эссен родился в 1860 году. С блеском окончил Петербургское морское училище, где его фамилия навечно была выбита золотыми буквами на почётной мраморной доске. Затем будущий адмирал учился в академии и в Артиллерийском офицерском классе, служил на Балтике, а также на Тихоокеанской и Средиземноморской эскадрах. Как вспоминал сослуживец флотоводца, именно Эссен разработал особый план действий наших кораблей на случай войны против Германии.

Николай фон Эссен. Фото: semyaivera.ru
Николай фон Эссен. Фото: semyaivera.ru
СОСЛУЖИВЕЦ: Николай Оттович продумал всё до мелочей. Его замысел предусматривал создание минно-артиллерийских позиций при входе в Финский залив, а также позиций для обороны подступов к Петербургу с моря. Впервые в мире был разработан ряд мер по обеспечению взаимодействия флота с сухопутными войсками! Такого еще никто не делал! В результате, ещё самом в начале Первой мировой, германские корабли понесли значительные потери и уже в августе 1914-го временно прекратили любые активные действия.

«Работать не покладая рук, не зная отдыха», – таким был его девиз. Адмирал Николай Оттович фон Эссен рано ушёл из жизни. Ему было всего 55 лет. Пневмония. Его с почестями похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге. В тот день соратник и сослуживец флотоводца Иван Ренгартен записал в своём дневнике:

РЕНГАРТЕН: Теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина.

Сильный, волевой, очень дисциплинированный человек. Он не любил праздности, всегда действовал неординарно, иногда вопреки уставу и приказам высшего командования. Вот, к примеру, фрагмент обращения адмирала фон Эссена к личному составу.

ЭССЕН: Поздравляю Балтийский флот с великим днем, для которого мы живём, которого ждали и к которому готовились.

Вроде бы ничего особенного. Но поздравляют-то с победой, а Николай Оттович с чем поздравил своих подчинённых? С началом Первой мировой войны! Вот так! Приказ подписан 1 августа 1914 года! Почему он так сделал? Потому что был абсолютно уверен в собственных людях, в их стойкости и отваге.

ЭССЕН: Флот существует только для войны, и потому всё, что не имеет отношения к боевой подготовке, должно быть отброшено, как не только ненужное, но и вредное.

Адмирал Эссен регулярно проводил военно-морские учения. Его экипажи действовали слажено, оперативно, каждый матрос знал своё место и задачи. Бывало, что флотоводец ругался, воспитывал, а вот хвалил опять-таки по-особому. Любимая фраза для отличившегося:

ЭССЕН: Молодец! Не боится ни моря, ни начальства!

Николай Оттович фон Эссен считал себя учеником адмирала Макарова, героя русско-японской войны, а потому на всю жизнь запомнил девиз своего прославленного наставника: «В море — дома». Неудивительно, что личный состав Балтийского флота тренировался в любое время года, в любую погоду, и даже ночью моряки плавали без лоцманов.

ЭССЕН: Я говорил вам постоянно и повторяю ещё раз. Учиться только тому, что нужно на войне!

«Война решается боем», – Так говорил он. Его приказы по флоту всегда были точными и понятными для всех.

ЭССЕН: С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели – защищать Родину от посягательств врага и вступать в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении противнику самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны. Пусть каждый из Вас напряжёт все свои силы, духовные и телесные, приложит все свои знания, опыт и умения в день боя, чтобы все наши снаряды и мины внесли бы гибель и разрушение в неприятельские боевой строй и корабли.
Николай фон Эссен (в центре). Фото: commons.wikimedia.org
Николай фон Эссен (в центре). Фото: commons.wikimedia.org

В некоторых современных энциклопедиях сказано, что по происхождению он был шведом, но как утверждает внучатый племянник прославленного флотоводца, его полный тёзка Николай фон Эссен, это ошибка.

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК: Мы прибалтийские немцы в Россию не переезжали. Это Россия пришла туда, где мы были, понимаете? Прибалтийское немецкое дворянство, в отличие от некоторых других российских немцев, вошло, в хорошем понимании этого слова, в сговор с Петром Великим, благодаря чему Прибалтика как раз и стала частью Российской империи. Петр смог убедить наших предков, дав им определенные права, льготы, которые отобрал шведский король. На фоне этого щедрый Петр Алексеевич сказал: «Я вам всё верну». Поэтому я считаю себя законным жителем, абсолютно естественным россиянином, потому что мои предки благосклонно отнеслись к данной идее и стали частью этой страны.

Тогда откуда же возникла легенда о скандинавских корнях семейства Эссенов? А произошло это во время Великой Отечественной войны.

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК: Бабушка моя, которая занималась репетиторством, боялась учить своих детей иностранным языкам. Не дай бог во дворе кто-то услышит от них «вражескую» речь. Только вот сестра деда взяла да и написала в паспорте – «немка». А тут война идёт! Пришлось выдумывать всякие оправдания, что на самом деле мы не немцы, а шведы, чтобы не сослали. Потому что мы жили тогда в Тбилиси, вскоре он стал прифронтовым городом, а гитлеровцы уже штурмовали Эльбрус.

Потомки крестоносцев. Больше 250 лет рыцарский род фон Эссенов верой и правдой служил России. 5 губернаторов, 1 адмирал, больше 10 генералов. 12 представителей этой древней фамилии сражались под Андреевским флагом. Многие из них – георгиевские кавалеры, рассказывает потомок флотоводца Николай фон Эссен.

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК: В середине 18 века был создан еще один, третий гвардейский после Преображенского и Семеновского, специальный полк, на который опиралась императрица. Измайловский. Он как раз и состоял из прибалтийских немцев.
Николай фон Эссен (в центре). Фото: rgavmf.ru
Николай фон Эссен (в центре). Фото: rgavmf.ru
АДМИРАЛ ЭССЕН: Представляя при сем вашему превосходительству краткую записку о необходимом судостроении на Балтике, я, согласно выраженного Вашим превосходительством взгляда на управление плавающим флотом, полагаю, что для успешной подготовки личного состава и содержания эскадры в боевой готовности необходимо:
Первое – расширить права начальника Действующего флота, согласно проекта, составляемого ныне в Морском Генеральном штабе;
Второе – увеличить количество месяцев плавания боевых судов;
Третье – переработать положение об учебных отрядах, согласно проекта мною составленного.

Это рапорт командующего Балтийским флотом Николая фон Эссена вице- адмиралу Григоровичу. Тут важен год 1911, совсем скоро начнётся Первая мировая война и кайзеровским линкорам так и не удастся войти в районы Финского и Рижского заливов. Почему? А потому что оборона была организована таким образом, что утвердиться на Балтике немецкие эскадры так и не смогли. Вплоть до Октябрьской революции. И это заслуга именно адмирала Эссена.

АДМИРАЛ ЭССЕН: Настоящие действия с нашей стороны были бы неожиданностью для всего мира. Во-первых, потому что со времен Екатерины наш флот только оборонялся, и, во-вторых, потому что наступление Андреевского флага против второго флота мира будет всем казаться немыслимым. Однако оно выполнимо и по трудности своей не превышает планов, выполненных великими людьми в свое время.

Он просчитывал свои действия на несколько ходов вперед. В 1912 адмирал фон Эссен руководил разработкой особого плана действий Балтийского флота на случай войны. Каждый матрос, каждый капитан назубок выучили заповеди своего прославленного командира.

АДМИРАЛ ЭССЕН: В морской войне может только тот сделать что-нибудь полезное, кто смолоду втянулся в морскую жизнь и в морскую обстановку, кто подвергался и испытывал всякие лишения, одним словом, тот, кто может себя назвать моряком, но не по форме, а именно по своей склонности, характеру и привычке к борьбе со всеми препятствиями и опасностями.

В начале 18 века царь Пётр пообещал прибалтийским немцам вернуть все отобранные у них шведским королем земли, чины и регалии. И слово своё сдержал, вот почему в фамилии прославленного русского флотоводца сохранилась особая приставка фон Эссен, рассказывал внучатый племянник адмирала Николай.

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК: Вы знаете, я читал, что в середине восемнадцатого века в Русской армии, как у нас в футболе сейчас, иностранцам платили больше. Но прибалтийские немцы, которые уже стали россиянами исконными и в большей части своей служили в войсках, возмутились: «А что такое? Почему такая разница?» И с тех пор уже всем платили жалование одинаково.

Фон Эссен. Такая приставка означает у немцев принадлежность к дворянству. Лишить подобного титула мог только тот, кто его дал, а именно император. В Советском Союзе все эти фамильные привилегии упразднили. В наши дни внучатый племянник флотоводца, его полный тёзка Николай решил восстановить историческую справедливость.

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК: Я взял бабушкину и свою метрики и пришел для начала в районный ЗАГС, объясняю: «Моя фамилия пишется таким образом: «фон» с маленькой буквы, потом пробел, потом с большой». На меня своеобразно так посмотрели: «Зачем тебе это нужно?» Я как мог постарался объяснить: восстановление исконной фамилии, преданность предкам, их традициям. ЗАГС не унимался: «Зачем вообще что-то менять, живёте же нормально». Набираюсь терпения и объясняю про нормальность и ненормальность в моем понимании. Они посмотрели на меня еще внимательнее: «Может, вам с психологом поговорить?» Продолжаю настаивать. Они тоже: «А давайте двойную фамилию напишем: Фон-Эссен, через дефис. Будет вполне законно, изменение фамилии, так часто делают». Объясняю, что у меня не изменение, а восстановление фамилии!

Не убедил, пришлось обращаться в суд. Дело затянулось, и Николай фон Эссен едва ли не отчаялся, но...

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК: После суда, который я выиграл, ЗАГС отказывался выполнять его решение. Через какое-то время они сдались, махнули рукой: давайте мы вам прямо в вашем старом советском свидетельстве о рождении впишем перед фамилией эти самые буковки «фон». Вписали. И поставили уже российскую печать: «Внесено на основании постановления суда»

Слушайте программу «Адмиралы русского флота» на Радио ЗВЕЗДА