Недавно я посмотрела документальный фильм «СВЯТО» В. Косаковского. Что-то с ним не так, несмотря на радостную интонацию фильма.
Отец срежиссировал и заснял первую встречу двухлетнего сына с собственным отражением в зеркале. Это вторая по счёту попытка режиссёра вершить обряд перехода, всячески ограждая его от зеркальных поверхностей в течение двух лет жизни. Амбициозный эксперимент на грани перверсивного акта. На экране мы видим второго ребёнка Косаковского, Святослава, а с первым ребёнком эксперимент, увы, провалился. Одна из камер была установлена за единственным в доме огромным зеркалом Гезелла - торжественно открывшаяся бездна манящих двойников.
Главное событие стадии зеркала - открытие ребёнком цельного образа своего тела и сопоставление его со своим Я, критический момент становления автономного субъекта. Это происходит своим чередом, но нельзя назвать определённый момент времени. В документальном фильме создаётся иллюзия, что именно это событие происходит с юным субъектом на экране, как бы появляется одновременно на двух сценах: психической и реальной, и мы за ним подсматриваем... (хотя в каком-то смысле кино и есть легитимный вуайеризм?)
Возможно, нет никакой жестокости в том, чтобы убирать от ребёнка зеркала в течение двух лет его жизни, учитывая то, что мы знаем о стадии зеркала: дело не в зеркальной поверхности. И хоть Айтен Юран говорит о том, что ребёнок в этом возрасте уже находится в стадии зеркала: ощущает своё тело, связывает образ собственных действий с собой как первопричиной - образ тела оказывается фрагментированным, позволю себе сказать, неинтегрированным. Иначе говоря, я предполагаю, что происходит изоляция ощущения себя от представления о своем целостном образе тела... Почему ровно в два года? И чего этим утаиванием хотел избежать отец?
В конце фильма Виктор Косаковский и сам появляется перед зеркалом и сообщает Святославу, что ребёнок в зеркале, что повторяет за ним каждое движение - это он сам. Конечно, было бы вернее сказать, это его отражение, но что уж тут придираться при всех прочих обстоятельствах... Все-таки я не знаю, как себя чувствует малыш из фильма теперь, когда ему должно быть около 20 лет. Но есть что-то жуткое в том, что ты видишь у других лица, на них есть макияж и причёски, но не представляешь, как выглядит твоё собственное лицо.
Автор: Елизавета Кузина
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru