Найти тему
93,4K подписчиков

Избегающее расстройство личности. Характерные особенности.

184 прочитали

Люди с избегающим расстройством личности испытывают внутренний конфликт. С одной стороны они хотят социальных контактов с другими людьми, но с другой стороны им мешает сделать это боязнь быть отвергнутыми, подвернуться критике, насмешкам т.е. потерпеть неудачу.

Представление о себе. Обычно такие люди рассказывают о себе как о людях неспособных заводить знакомства, неспособных к общению или к поддержанию дружеских отношений. Так же можно услышать о их некомпетентности и никчемности в плане работы и учебы.

Представление о других. Другие люди воспринимаются как негативно настроенные, критикующее, которые чаще плохо думают о человеке.

Убеждения о себе. Часто люди с избегающим расстройством имеют убеждение что «Я не смогу вытерпеть неприятные эмоции», «Я некомпетентный, неспособный, непривлекательный, неинтересный и.т.д.». Из этого вытекает предположение что «Если люди узнают настоящего меня, то они меня отвергнут и это будет невыносимо» или ак вариант «если я сделаю что-то, а у меня не получиться, то я этого не переживу». Что в целом и формирует поведение избегания контактов и активностей.

Поведение. Поведение формируется по принципу «Лучше не участвовать в том, где можно провалиться», «Неприятных чувств нужно избегать, от них нужно срочно избавляться (еда, психолог, алкоголь и.т.д). Так же критически важно избегать ситуаций оценки или быть максимально идеальным (готовым на все 100%). Поэтому их поведение состоит в том, чтобы быть максимально незаметными и избегать участия, в чем либо и социальных контактов. Держаться особняком в социальных группах и избегать внимания. Т.е. низкая терпимость к неприятным чувствам и при этом высокая чувствительность к неудачам и отвержению влияет на все поступки и действия.

Эмоции. Основная частая эмоция – дисфория, иногда переходящая в апатию ( поэтому часто могут возникать депрессивные эпизоды), т.е. смесь тревоги и грусти. Тревогу вызывает социум, а печаль – отсутствие желаемых социальных связей. А страх собственных эмоций (эмоциональное избегание), препятствует развитию навыков общения и проверки собственных гипотез.

Отличия. В отличие от зависимых людей, которые ищут поддержку у окружающих, зависимый тип личности, просто снижает свои потребности или говорит себе что « для меня это не важно» или «я выше этого», таким образом, оправдывая свое избегание.

И избегающее и шизоидное расстройства личности характеризуются в первую очередь недостатком близких отношений. Однако избегающие пациенты стремятся к установлению дружеских отношений их это беспокоит, так же крайне чувствительны к критике - эти два признака, не свойственные шизоидным пациентам, которые удовлетворены своей малой социальной активностью и безразличны к критике.

Автор: Елена Полупанова
Психолог, Клинический КПТ психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru