Проведенная в мае нашим институтом апробация нового формата ОГЭ по русскому языку сомнений не оставила: в следующем учебном году будем готовиться абсолютно к новым испытаниям. Вот они, попробуйте решить:
Задание 2 разделили на два: з.2 и з.3. В принципе, логично. Все, о чем спрашивают в третьем задании, мы проговариваем (и прочерчиваем) во время решения предыдущего задания. Иначе никак)))
Между синтаксическим и пунктуационным теперь задание на грамматику. Хотя в спецификации оно названо пунктуационным, это все-таки, больше грамматика. Ко всему прочему, проверяет логику, попробуйте сами и убедитесь, что расставить цифры под буквами не так-то просто)))
Утешает то, что три задания (2, 3, 4) выполняются по одному и тому же тексту.
Пунктуационный. Все просто. Читаем внимательно. Расставляем ВСЕ знаки препинания. Выбираем нужные и их номера записываем)))
Орфография - страшная штука. Знать и уметь применять нужно все правила русского языка. Пропустил, не заметил одной маленькой несостыковки, считай, лишился балла)))
Следующее, уже седьмое задание, проверяет способность выпускников основной школы расставлять безударные гласные в разных частях слов. Возможно, у этого задания будет другое, научно верное название. У меня пока так)))
Анализ грамматических норм весьма похож на аналогичное задание ЕГЭ:
А вот и самое любимое задание, правда уже не четвертое, а девятое:
Следующее задание выполняем после прочтения текста:
Наобум расставлять цифры бесполезно...
Анализ средств выразительности, пожалуй, один из самых трудных для нечитающих школьников:
И завершает тестовую часть, как и прежде, анализ слова:
До теста школьниками написаны сжатые изложения:
Всего-то около сорока текстов подготовить к экзамену!
А после теста по предложенному тексту (он размещен между 9 и 10 заданием - написать сочинение рассуждение. Вот текст:
(1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на
вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три
мушкетёра» ‒ старые друзья, которым Журка обрадовался, он начал
перелистывать страницы, разглядывая картинки…
(3)И вдруг увидел между страницами узкий белый конверт. (4)Видимо,
дедушка решил, что, если все другие книги покажутся Журке
неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца. (5)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у.
(6)Журка сперва сам не знал, чего испугался, хотя нет, не испугался,
а задрожал от непонятной тревоги. (7)Оглянулся на прикрытую дверь,
подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.
(8)Развернул большой тонкий лист…
(9)Дед писал чёткими, почти печатными буквами:
«(10)Журавлик! (11)Книги на этих полках – тебе. (12)Это старые мудрые
книги, в них есть душа. (13)Я их очень любил. (14)Ты сбереги их, родной
мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями. (15)Я это знаю,
потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга
и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику,
помнишь?
(16)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (17)Жаль,
что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (18)В эти дни я всё
время вспоминаю тебя. (19)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки
и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея. (20)Про то, как он
тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за
ним. (21)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева…
(22)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел
в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (23)И его бумага будет пахнуть
солёными брызгами моря и соком тропических растений. (24)Наверно,
потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.
(25)И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому
и настоящему другу. (26)Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.
(27)Журка, вспоминай меня, ладно? (28)Ты вспоминай, как мы
расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях,
а вечерами смотрели на поезда. (29)И учись летать высоко и смело! (30)Ты
сумеешь. (31)Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь,
если страшно – преодолеешь. (32)Самое трудное знаешь что? (33)Когда ты
считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (34)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверное, они и в самом деле правы. (35)Может случиться, что правы.
(36)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой
глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (37)Не оправдывай себя чужими правильными словами.
(38)Прости меня, я, наверное, длинно и непонятно пишу… (39)Нет, ты
поймёшь, ведь ты у меня славный, умница. (40)Жаль, что я тебя, кажется,
больше никогда не увижу. (41)Никогда не писал длинных писем. (42)Никому.
(43)А теперь не хочется заканчивать. (44)Будто рвётся нить…
(45)Видишь, какое длинное письмо написал тебе, мой настоящий друг,
твой дед Юрий Савельев».
(46)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (47)Его
резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма.
(48)И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…
(По В.П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (1938‒2020) – советский и российский
детский писатель.
Кто такой настоящий друг? На этот вопрос ответят дети под конец экзамена.