Найти тему
Пси-лаборатория

Синхрония, меняющая реальность

Меняющие реальность
Согласно легендам древнегреческих поэтов, «Прежде всего возник Хаос», как изначальное состояние мира до появления в нем чего бы то ни было. Он был порожден Мглой задолго до того, как Вселенная стала упорядоченной космической системой. В браке с Хаосом Мгла породила Ночь, День, Эреба и Эфира и первых богов. С символической точки зрения этот процесс похож на то, как в психике человека появляются системообразующие категории, вроде “пространства и времени”, “причины и следствия”. Эти категории призваны упорядочить хаос и претендуют на универсальность. Тем не менее, они делают жизнь человека понятной и комфортной лишь отчасти поскольку “схлопывают” ее разнообразие до линейности и двухмерности.

Загоняя самого себя в границы пространства и времени, причин и следствий, человек упирается в потолок, за пределами которого продолжает властвовать хаос, который невозможно ни постичь, ни упорядочить. Можно лишь чуть больше расшириться за рамки привычной логики, если допустить в своей жизни проявления “синхронистичности”. Этот феномен Карл Густав Юнг не раз описывал в своих работах. “Синхронистичность как обозначение гипотетического фактора, того же ранга, что и причинность (...) психически обусловленная относительность пространства и времени”, – такое понятие он дает в своей статье "Синхронистичность: акаузальный связующий принцип". Это понятие не исключает пространства и времени, не умаляет причин и следствий, но является необходимым звеном – трансцендентной функцией между сознанием и бессознательным, интеллектуализацией и предчувствованием. Она объединяет общим смыслом события, которые не являются чередой логической цепочкой, но имеют для конкретного человека конкретное значение. Как пишет сам ученый, это: “одновременное протекание определенного психического состояния с одним или несколькими внешними событиями, которые выглядят смысловыми аналогами моментального субъективного состояния“. Сравнить этот феномен можно с бликами на стене, которые отбрасывают солнечные лучи от отражающих поверхностей. Большая огненная звезда, прибывающая в космосе независимо от человеческих категорий пространства и времени, вопреки причинно-следственной связи, играет на стенах человеческого жилища солнечными зайчиками, которые появились благодаря случайно сложившейся череде взаимосвязей. Но, как следует из наблюдений и опыта, “Случайности не случайны”.

Случайности перестают быть случайными тогда, когда начинают иметь для человека особенное смысловое значение. Юнг пишет: “Фактор, который выражает себя в упорядочивании событий, перед нами предстает в образе смысла. Хотя смысл является антропоморфическим толкованием, он, тем не менее, образует незаменимый критерий синхронистичности. Чем на самом деле является тот фактор, который нам представляется "смыслом", нам узнать не дано”. И хотя доподлинно узнать не дано, предположения все- таки имеются.

Когда я читала вышеупомянутую статью Юнга, в качестве амплификации мне вспомнился фильм “Меняющие реальность”, который я смотрела несколько лет назад. Его сюжет рассказывает о молодом человеке, который попадает в череду случайных, но значимых для него событий. В фантазии режиссера эту цепочку, (на первый взгляд, не связанных друг с другом ситуаций), контролируют и корректируют “смотрители” в соответствии с планом “Верховного”. «Мы те, что смотрят, чтобы все следовало плану», – говорит один из смотрителей и добавляет, – “Мы называем это «корректировкой”, когда люди проливают кофе или у них отключается телефон или пропадают ключи. Это считают случайностью. Порой так и есть, а порой и нет”. Режиссер вместе со зрителями старается встать на опору причины и следствия, хотя и с нуминозным подтекстом. Подобная идея созвучна с мнением Юнга о том, что “точно так же, как в живом теле различные органы работают в гармонии друг с другом и их взаимоотношение регулируется смыслом, так и события в мире находятся в смысловой связи друг с другом, которую нельзя произвести из любой имманентной казуальности. Причина этого заключается в том, что в обоих случаях поведение отдельных частей зависит от центрального контрольного пункта, который находится вне их пределов”.

Эффект бабочки
В другом фильме, “Эффект бабочки”, режиссер задумал пойти от обратного, представив синхронистичность в качестве причины прошедших событий – своеобразная точка отсчета в процессе памяти. Весь сюжет этого фильма построен на отражении психотического состояния главного героя, в котором он пытается собрать разрозненные события прошлого в единую цепочку. Помогают ему дневники, которые он вел в детстве. Тогда он не мог и предположить, что они попадутся ему на глаза в будущем и помогут найти ответы на вопросы. С помощью дневников главный герой переходит между событиями, преодолевая ограничения пространства и времени. Дневник - это архетип - источник трансцендентальной информации. Как говорит Юнг, -
“Они (архетипы) являются неопределенными, то есть познать и определить их можно только приблизительно. Хотя они и связаны с причинными процессами или "переносятся" ими, они постоянно вырываются из этой системы координат. Это нарушение порядка я назвал бы "переходом границы", потому что архетипы обнаруживаются не только в психической сфере, но почти так же часто проявляются в обстоятельствах, которые психическими не являются (эквивалентность внешнего физического процесса психическому). В категориях причинности архетипические эквивалентности являются случайными, то есть между ними и причинными процессами нет никакой закономерной связи. Поэтому складывается впечатление, что они представляют особый пример хаотичности или случайности, или того "хаотичного состояния", которое, по словам Андреаса Шпейсера, "перемещается во времени совершенно закономерным способом". Фантастические сюжеты фильма, лишь попытки осознать и интерпретировать процесс синхронистичности, происходящий в психическом мире человека. Они, как сны, приходящие из бессознательного.

Тема архетипов, которую ученый поднял в своей статье, родила еще одну амплификацию, связанную с картами Таро. Юнг изучал их в ряду таких методов предсказаний, как китайская Книга Перемен «И цзин» и астрологический прогноз. По словам Юнга, в Таро представлены психологические образы, символы, с которыми человек играет так же, как бессознательное играет со своим содержимым. “Карты объединяются определённым образом в различные комбинации, соответствуя игровым событиям в истории человечества», - заключает ученый.

Примечательно, что каждому старшему аркану в Таро соответствует свое число и свое название (архетип). Числа в теме синхронистичности также имеют высокое значение. Из статьи Юнга следует, что “числа (...) обладают относительной автономией, аналогичной автономии архетипов. С последними у них есть одно общее качество - они существовали еще до возникновения сознания, стало быть, скорее всего это они обуславливают сознание, а не сознание обуславливает их. (...) Соответственно, вполне логичным будет предположение о архетипическом характере естественных чисел. Если это так, тогда определенные числа и комбинации чисел не только связаны с определенными архетипами и оказывают на них воздействие, но и сами подвергаются воздействию со стороны архетипов”. Работа с архетипами открывает широкое поле возможностей для психологического консультирования. Современные психологи используют карты Таро в качестве проективного метода работы с клиентами. Принцип работы “взакрытую”, когда карты переворачиваются лишь тогда, когда сформирован запрос, реализует принцип синхронистичности. Ни клиенту, ни специалисту неизвестно, какой именно аркан появится здесь и сейчас. Но, именно этот образ будет иметь значение для данного клиента, так как свяжет воедино причинно-следственные связи его истории в рамках определенного времени и конкретного пространства. Работа с архетипами в Таро помогает клиенту с помощью метафоры понять паттерны своего поведения, истинные установки и потребности. “Архетипы являются формальными факторами, ответственными за организацию психических процессов в бессознательном: они - это "модели поведения". В то же самое время они обладают "особым зарядом" и оказывают сверхъестественное воздействие, выражающееся "эмоциями" - отмечает Юнг в своей статье.

Допущение феномена синхронистичности в жизни и психологической практике позволяет замечать исключения из правил в сплошном потоке информации. Именно эти исключения играют ключевую роль, поскольку делают процессы осмысленными и позволяют взглянуть на ситуацию нелинейно, но полифонично и объемно. Ориентация на статистику, средние показатели и обобщения – лишь скромная попытка поймать солнечного зайчика на стене. Жизнь гораздо более многообразна, чем то, что мы о ней мыслим. Она уходит далеко за пределы концепций пространства и времени, за границы причин и следствий. Туда, где формальная логика и привычный человеческий язык теряют свою надежность. Да и нужна ли она здесь? Причина и следствие, ровно как пространство и время, это формы, или ритм. Синхронистичность же - содержание, звучание мелодии жизни. А жизнь определенно стоит того, чтобы воспринимать ее такой, какая она есть во всех ее проявлениях.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)