Найти тему
NOIR

Его уважал сам Сталин и ненавидели Советские чиновники: Чем Аркадий Райкин так раздражал властьимущих бюрократов

Аркадий Исаакович Райкин – сатирик, любимец народа, великий артист, к которому благоволило высшее руководство советского государства и которого тихо ненавидели чиновники «низшего и среднего звена»…

Родившись в 1911 г. Аркадий Исаакович практически всю сознательную жизнь прожил при советской власти. Его детство и юность проходили в годы становления государства. Тогда молодёжь с энтузиазмом строила новое общество и с оптимизмом смотрела в будущее. Нет, молодой Райкин не увлекался политикой и не ратовал за «мировую революцию». Но общее эмоциональное состояние населения не могло не повлиять на его отношение к советскому строю и на его творчество.
Аркадий Исаакович с раннего детства мечтал о сцене. Когда он поступил в Ленинградский техникум сценических искусств, то даже поругался с семьёй, поскольку отец будущего сатирика считал данную профессию несерьёзной. Аркадий имел на этот счёт другое мнение и оказался прав. В 1939 г. он заслужил народное признание, и даже был приглашён на закрытый концерт, посвящённый празднованию дня рождения «отца народов» – Иосифа Виссарионовича Сталина. Сам Аркадий Исаакович об этом вспоминал:

«Сталин усаживает меня перед собой. До восьми, то есть около трех часов, я сижу напротив него. По одну сторону от него – Молотов, по другую – Микоян и Каганович. <…> Ворошилов провозглашает тост за великого Сталина. <…> Следующий тост произносит сам:
– За талантливых артистов, вот вроде вас!»
-2

Это было первое, но далеко не последнее выступление Райкина лично перед Сталиным. О своём отношении к этому лидеру Советского Союза, уже после XX съезда КПСС и обвинения Сталина «во всех тяжких», Аркадий Исаакович писал так:

«Понимал ли я тогда, что на самом деле происходило в стране? И да, и нет. Чувствовал, конечно, что все мы "винтики". Полное понимание повседневной бесчеловечности, в которой все мы обречены жить, пришло ко мне позднее, сразу после войны»

Об отношениях Райкина с Хрущевым мало что известно. А вот с Брежневым они ладили. Леонид Ильич знал Аркадия Исааковича ещё с войны, а по некоторым данным – с её первого дня. Говорят, что 21 июня 1941 г. Театр эстрады и миниатюр приехал на гастроли в Днепропетровск. А на следующий день, когда началась война, Брежнев лично распорядился выделить артистам вагон для эвакуации (будущий Генсек на тот момент занимал должность секретаря Днепропетровского обкома по оборонной промышленности).
В общем, высшее руководство всегда благоволило Райкину. Чего нельзя сказать о властях на местах, к примеру, о Ленинградском обкоме. Удивляться нечему. В своём творчестве Райкин активно бичевал недостатки советского строя и в первую очередь его бюрократический аппарат.

-3

Из-за конфликтов с начальством Ленобласти Аркадию Исааковичу даже пришлось обратиться за помощью к Брежневу. В итоге театр переехал из Ленинграда в Москву, где находится и поныне под именем Сатирикон.
Так что зря кто-то утверждает, что Райкин негативно относился к советской власти. Напротив, своими репризами он боролся с пороками общества, стремясь сделать жизнь в стране лучше. По словам самого сатирика:

«…действенность слова для меня всегда имела и имеет некий практический смысл, мы стремились повлиять на общественную жизнь, что-то в ней изменить»

Говорят, что не имея прямой возможности «напакостить» Райкину, ленинградское партийное руководство стало распускать о нём гнусные слухи. Было ли так на самом деле – доказать невозможно. Слухи были, а авторов вроде бы и не было. Впрочем, так было во все времена. И даже сейчас на страницах практически любого сайта можно увидеть анонсы статей неизвестных авторов под заголовками типа: «Два часа назад страна была потрясена…».
Что касается Райкина, то о невероятных богатствах сатирика даже анекдоты сочиняли. А в сочетании с его еврейской национальностью, эти россказни принимали совершенно невероятные формы.
Так в конце 60-х по всей стране расползлись слухи о задержании Аркадия Исааковича на границе с мешком золота. «Знатоки» утверждали, что мать Райкина завещала похоронить её на «исторической родине», т.е. в Израиле. К самолёту гроб с телом покойной еле-еле несли аж 6 человек. Заметив это, бдительный офицер пограничных войск решил проверить содержимое гроба, в котором и обнаружил вместе с те̲лом золото и бриллианты на астрономическую сумму.

-4

Разумеется, это было неправдой. Однако тогда никого не смутило, что на дворе 1968 г., а скончалась Елизавета (Лея) Борисовна Райкина ещё в 1966 г., и что могила её находится в Ленинграде на Преображенском еврейском кладбище…
Впрочем, одна криминальная история в жизни Аркадия Исааковича всё-таки была. Как утверждает биограф Райкина – Елена Дмитриевна Уварова, – в юности он действительно провёл почти год в тюрьме.
Дело было так. Молодой Райкин очень любил театр. Доходило до того, что он, как Буратино, продавал учебники, чтобы купить билет. Однако со временем обаятельный юноша научился договариваться с билетёршами и проникать на спектакли бесплатно. Один раз это закончилось не слишком хорошо. В 1928 г. будучи в Москве Райкин попал на закрытый просмотр, на котором присутствовал кто-то из правительства. Внутрь-то он попал, а вот на выходе у нелегального зрителя потребовали пропуск, отсутствие которого и привело к задержанию. Отправили Райкина в Бутырку, где ему предъявили обвинение в шпионаже. Однако никаких улик и доказательств против него найдено не было. В итоге юношу отпустили.
Скорее всего, этой истории можно доверять, хотя сам Аркадий Исаакович её никому кроме своего биографа не рассказывал.