Найти тему
Александр Долгих

Пять грубейших нарушений авиации США во время холодной войны

Оглавление

Холодная война была одним из важнейших событий в истории человечества ХХ века. Мир стоял за несколько шагов от крупного вооруженного конфликта. К счастью, его удалось избежать. Но американцы приложили ряд усилий для обострения международной обстановки. Одним из методов являлось регулярное нарушение воздушного пространства не только СССР, но и других стран. В этой статье будет рассказано о 5 подобных инцидентах, один из которых чуть не привел к началу новой войны.

Инцидент над Латвийской ССР

В начале 1950-х годов американцы вели активную разведку над территорией СССР. Тогда еще не было спутников, поэтому приходилось полагаться только на авиацию. Один из американских бомбардировщиков (в разных источниках указывается В-24 или В-29) 8 апреля 1950 года пересек границу Советского Союза над Латвией. Нарушение удалось быстро зафиксировать. Советские истребители сбили бомбардировщик. Обломки американского самолета упали в море.

Американский В-29
Американский В-29

После этого начался дипломатический скандал. Советская сторона заявила, что сбила военный самолет. США всё отрицали. Они утверждали, что речь шла о частном самолете. Только спустя много лет американцы подтвердили, что это был их военный самолет, которые выявлял слабые места в советской ПВО.

Бомбардировка аэродрома

Во время войны в Корее американцы воевали на стороне Сеула. Предполагалось, что "ковровые бомбардировки" — любимая американская тактика — приведут к победе. Поэтому американцы активно бомбили Северную Корею, не считаясь с потерями среди мирных жителей. 8 октября произошел инцидент, связанный с атакой на советский аэродром.

Два американских бомбардировщика отклонились от цели и вторглись на территорию СССР. Они ошибочно приняли аэродром "Сухая речка" за северокорейский. На аэропорт были сброшены бомбы. К счастью, повреждения получила только техника. Никто не погиб. Но произошел дипломатический скандал. Американцы быстро признали свою вину и принесли извинения. Видимо они тогда испугались открытого военного противостояния с СССР, которое могло закончиться ядерной войной.

-2

Шпион над Свердловском

В середине ХХ века американцы обладали дальнобойной авиацией, которая могла лететь за тысячи километров. Настоящей гордостью США стал разведывательный самолет U-2. Он мог летать на большой высоте, что сильно осложняло его перехват истребителями или нанесение удара средствами ПВО. Поэтому американцы разработали целую программу, связанную с полетами U-2 над территорией СССР. Но они не учли мастерства советских пилотов и зенитчиков.

1 мая 1960 года U-2, управляемый пилотом Пауэрсом, пересек границу СССР. Он должен был пролететь Советский Союз с севера на юг. Несмотря на современное по тем временам оборудование американского самолёта, ПВО СССР удалось зафиксировать нарушение границы. В небо поднялись советские истребители.

Тем не менее Пауэрсу удалось долететь аж до Свердловска. Этот город очень интересовал американцев, так как он являлся одним из промышленных центров Урала. Зенитчики сбили U-2. Пауэрс остался жив и дал ценные показания. Пилот был осужден на десять лет. Впоследствии его обменяли.

-3

Потеря ядерных бомб

С американскими пилотами происходили инциденты, последствия которых могли быть очень печальными. Речь идет о потере ядерных бомб. Одно из таких событий произошло в 1966 году. Тогда в небе над испанским городом Паломарес столкнулись два самолета США, один из которых летел с 4 ядерными бомбами. В результате крушения произошло радиоактивное заражение почвы. За этим последовал крупный дипломатический скандал. Американцам пришлось выплачивать компенсацию.

-4

Похожее событие случилось через два года на острове Гренландия. Самолет США с 4 ядерными бомбами врезался в лёд. Три из них нашли, а одна потерялась. Данный факт старались не придавать общественной огласке. Правду узнали лишь спустя десятилетия. Кстати, ядерную бомбу не нашли до сих пор. Остается только надеяться, что, когда найдут, не произойдёт катастрофа.

Странный инцидент

В 1968 году война во Вьетнаме была в самом разгаре. Американцы активно перекидывали свои войска в эту страну, надеясь добиться победы. 1 июня 1968 очередной самолет с 238 солдатами вылетел в Японию (там находилась промежуточная база на пути к Вьетнаму). Казалось, что это был обычный рейс. Но ему было суждено превратиться в один из самых загадочных инцидентов холодной войны.

Важно уточнить, что солдат перевозил гражданский лайнер DC-8. Военных транспортных самолетов не хватало. Поэтому к переброске войск во Вьетнам привлекали гражданскую авиацию. Когда DC-8 достиг Алеутских островов, то сбился с курса и направился в сторону СССР. Ему удалось залететь на 150 километров вглубь Советского союза, пока самолет не принудили сесть советские истребители.

-5

Ближайший аэродром оказался на острове Итуруп. Проблема была в том, что его взлетно-посадочная полоса была слишком короткой для DC-8. Но американский пилот Джозеф Тозолини оказался профессионалом своего дела и посадил лайнер. Началось разбирательство.

Американцы утверждали, что всё произошло случайно. На первый взгляд, так и выглядело. Но Тозолини являлся очень опытным пилотом. Сомнительно, что он бы случайно сбился на 150 километров. Возможно, речь шла о намеренной провокации против СССР с использованием гражданского самолета. Внятный ответ так и не был получен. Советская сторона решила просто отпустить лайнер. На этом инцидент был исчерпан, но вопросы остались.

Вот так американская авиация нарушала воздушное пространство, когда ей это было нужно. В таких случаях она не считалась с мнением других сторон. Хорошо, что это не привело к началу новой мировой войны. Ведь у подобных инцидентов могли быть самые непредсказуемые последствия. Особенно это касается тех случаев, когда речь шла о государственной безопасности.

Если хотите читать новые мои статьи, добавляйте канал в закладки или подписывайтесь на мой Телеграм. А ниже я подготовил для вас ещё несколько статей: