В конце июля в Москве на Ленинском проспекте задержали мужчину, который бегал голым по проезжей части прямо посреди потока машин. В том же месяце группа парней разделась на концерте стендап-комика. В парке «Музеон» парень тёрся гениталиями о ногу незнакомой девушки со словами: «У меня не было секса два часа».
Все эти новости, которые попали в СМИ, — о пикаперах. И хотя кажется, что сам термин «пикап» — что-то на языке нулевых, на самом деле он никуда не исчезал. Репортёр Мария Семёнова разбиралась, как устроены пикап-курсы, кто и зачем на них приходит и как они ломают психику их участников.
Через «Жопы». Как учат пикаперов и почему их путают с пранкерами
«Страшно, как будто на войну отправляют»
«Само задание было страшно выполнять… Поработал над состоянием, включил подонка которому все можно. Девочки шарахались, но я чувствовал как они кайфуют. К одной подхожу, беру ее за попу кайфово всей ладошкой - не сапротивляется, улыбается. Говорит что парень есть… Дальше череда неудач, растерял состояние, забыл что мне можно - девочки в мороз. От одной получил по лицу... Последние подходы делал уже через не хочу. Когда пошел делать 10-тый девочка попалась гоповатая и накидала мне 3 оплеухи. Я охуел».
Это выдержки из дневника бывшего пикапера Дениса (орфография и пунктуация оригинала сохранены), где описано упражнение «Жопы», которое он выполнял на курсах соблазнения.
Денис проходил «мастер-класс» у Алекса Лесли — одного из самых известных и скандальных пикаперов.
Упражнение «Жопы» Денис называет «самым страшным и антисоциальным». А пикап-тренер Филипп Машков, который в начале своего пути тоже выполнял его, признаётся: «Вначале было, конечно, страшно, как будто меня на войну отправляют».
Одни упражнения, которые дают пикаперам, изначально предполагают фиаско — среди них «Жопы». Другие вообще никак не связаны со знакомством с девушками: например, участников отправляют петь в метро или расплачиваться листочками с дерева в магазине. Считается, что это должно раскрепощать их.
«Пранкеры нападают на девушек»
Если поискать новости по запросу «пикап» или «курсы соблазнения», заметок будет не так много. На самом деле журналисты просто не связывают уличных неадекватов с пикапом. И это неудивительно: большая часть упражнений курса разве что очень отдалённо похожа на попытку познакомиться, потому что «направлена на раскрепощение».
Так, в прошлом июне в московских СМИ с разницей в пять дней вышли новости: «Мужчину задержали за домогательства к девушке в парке „Музеон“» и «В Парке Горького пранкеры нападают на девушек». В первом случае мужчина сказал, что у него не было секса больше двух часов, а затем стал тереться о девушку гениталиями. Во втором — двух подруг окружила компания парней с криками: «Мы клуб любителей женской плоти». В тексте новостей не было ни намёка на тренинги по соблазнению и их выпускников. Тем не менее всё это упражнения из курса пикапа.
Вот как их описывает Денис: «Были трешовые упражнения. Вы идёте втроём, находите потенциальную жертву, медленно, спокойно, плавно окружаете её, чтобы она не испугалась. И говорите: „Мы из общества любителей женской плоти“. И начинаете, как бы это сказать правильно… делать поступательные движения тазом в её направлении».
Из того же разряда упражнение, когда нужно сделать предложение девушке. Компания парней заходит в кафе и подговаривает посетителей: «Сейчас мой друг будет делать предложение. Когда он встанет на колено, похлопайте, поддержите моего другана!»
«Потом ты подходишь к девушке, достаёшь из кармана презерватив и говоришь: „Пойдём ебаться“», — описывает Денис.
«Для женщины это может быть травматичным, особенно если у неё уже есть опыт травмы, сексуализированного насилия, если она боится мужчин. Если незнакомый человек начинает тереться о ногу девушки и хватает её за ягодицы — это насилие. Это могло бы не быть им, если бы мужчина получил согласие на эти практики и услышал уверенное „да“», — считает Амина Назаралиева, психолог Mental Health Center.
С юридической точки зрения упражнения из разряда «Жоп» могут считаться развратными действиями (ст. 135 УК), если потерпевшей окажется, например, несовершеннолетняя. В таком случае участник курса может получить до трёх лет лишения свободы. Но если девушке 16 лет или больше — это в худшем для пикапера случае мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ — штраф или административный арест на 15 суток).
«Привет, пойдём сделаем это»
Олег (имя изменено. — Прим. BAZA) начал увлекаться пикапом после неудачного свидания. Ему нравилась девушка, он хотел поздравить её с 8 Марта, назначил встречу — и безрезультатно прождал четыре часа.
«Она обещала-обещала, потом вроде бы выехала, но мне уже надоело её ждать, я сказал, чтобы возвращалась домой. С тех пор я не жду даже 15 минут. И сам прихожу вовремя или раньше», — делится Олег.
Он занимается пикапом больше 10 лет, говорит, что среди его подходов «удачный один из одного». Мне приходится почти давить на него, чтобы он произнёс слово «секс».
— На второй день на «Мастере» дали задание прямо предлагать, в общем, девушкам. Мы не знали, как это сказать… чтобы они нормально реагировали.
— Что именно ты говорил?
— Я думал, как подвести сначала. Просто «Привет», потом комплимент какой-нибудь, так и так, ты мне понравилась, как относишься, типа, вот к этому. «Ну нормально отношусь», — говорит она. Ну вот такое предложение.
— «Вот это» — просто секс, минет, МЖМ? Можешь назвать вещи своими именами? Что именно ты говорил девушке?
— Подошёл, сказал: «Ты мне понравилась, симпатичная, давай займёмся сексом, хочу, чтобы ты мне минет сделала». Примерно так…
Олег вспоминает, что долго не мог собраться с духом, чтобы выполнить упражнение, полчаса просто ходил туда-сюда по улице. В итоге подошёл всего к трём девушкам. После того как Олег и другие участники вернулись в зал, тренеры рассказали, что делать упражнение надо было по-другому: пригласить девушку в кафе, поболтать около часа — и только потом предложить заняться сексом.
Обучение соблазнению — удовольствие дорогое
Самая крупная российская школа — это РМЭС (или Русская модель эффективного соблазнения). Её прошли практически все действующие пикап-тренеры, кроме тех, что учились у Лесли.
Курсы состоят из теории и практики, или зала и «полей». Под «полями» пикаперы подразумевают улицу, торговый центр или любое общественное место, где можно познакомиться с девушкой.
Большинство тренингов в разных школах имеют трёхступенчатую структуру. В РМЭС это «Базовый», «Предмастер» и «Мастерский». Помимо этого есть ещё десятки дополнительных уроков: «Магия прикосновений», «Первый шаг», «Знакомства онлайн» и т.п.
Цена одного курса за самый минимальный пакет со скидкой — около 25 000. Это 6 недель тренинга, куда включены вебинар с тренерами раз в неделю и несколько видеоуроков и домашних заданий. Тренинг «Мужская харизма» из 8 занятий обойдётся в 24 тысячи.
По словам одного из тренеров, базовый и продвинутый курсы у него стоили 14–20 тысяч, мастерский — от 60 тысяч: «До 1,5 миллионов мог приносить один тренинг. Не такие уж деньги, с учётом того, что есть затраты. Купить квартиру в Москве с одного тренинга — не получится».
Пикап-тренер Евгений Названов (в сообществе представляется как Евгений Галкин) занимается, в основном, индивидуальной работой. За трёхмесячное индивидуальное обучение берёт 250 тысяч. В пакет входят встречи очно или онлайн два раза в неделю, обратная связь по подходам.
«Моя ЦА — парни от 30, потому что обычно в 18 лет ни у кого денег нет, а обучение соблазнению — это удовольствие довольно дорогое. Поэтому приходят чаще всего предприниматели или айтишники. Вот на сегодня у меня вообще все клиенты айтишники. Почему так происходит: это люди, которые всю жизнь проводят с компьютерами, у них очень логическое мышление, много денег, но мало живого общения», — объясняет Названов.
От простого к сложному
Новоприбывших никто не отправит на следующий же день петь в метро или трогать за ягодицы незнакомых женщин. Первый этап во всех школах — внушение правильных убеждений.
Например, «Я делаю, что хочу» или «Я привлекательный». Евгений Названов говорит, что многие парни считают: если девушка красива, то с ней очень сложно познакомиться. А тренер внушает: «Чем красивее девушка, тем её проще соблазнить».
«Нужно постоянно напоминать своему мозгу об этих убеждениях, перечитывать их утром и вечером, искать им подтверждение: тут либо свой собственный опыт, либо коллег, пусть посмотрит на парней, которые легко соблазняют красивых девушек, хотя по внешке они хуже, чем он», — объясняет Евгений.
«Тебе промывают мозги, внедряя философию, что ты мужик», — вспоминает Денис, бывший пикапер.
После внедрения убеждений тренеры учат убирать «страх подхода».
«Сделал комплимент девушке и пошёл дальше», — говорит пикапер Олег, который учился в РМЭС. «Первое — просто подойти. Скажи девушке на улице: „Привет, давай свой номер“. Это вообще неэффективно, так делать не надо. 95%, что она не даст. Но это нужно для того, чтобы парень понял, что знакомиться не страшно. К этому не нужно подходить с серьёзным лицом. Когда человек с покерфейсом говорит: „Давай свой номер телефона“, — да это же страшно, господи! Задача — научиться в игровой манере строить свою коммуникацию. Соблазнение, пикап — это про эмоции, мы их часто прячем глубоко, а их надо вытащить наружу», — говорит Филипп.
Следующий шаг — телесный уровень, он же телеска, или, по определению Дениса, «наука не бояться трогать женщину».
«Ты идёшь по улице, подходишь к девушке, берёшь её за руку аккуратно и говоришь: „Пойдём“. Задача — просто провести её 10 метров в сторону, противоположную той, куда она шла. И очень многие девушки такие: „Что, куда?“ — а другие просто идут за тобой. В твоём тоне не должно быть вопроса. Не «Пойдём?», а «Пойдём!». Так вырабатывается мужской стержень. Штука не в том, какие фразы ты говоришь, какие фишки ты используешь, а этот стержень, сформированный внутри», — описывает Филипп Машков.
«Тебе надо с помощью этого упражнения понять, что женщина — существо ведомое, ей можно управлять, — смеётся Денис. — Ну это в парадигме адептов сей культуры».
«Боишься высоты — прыгни с парашютом»
На мастерском тренинге есть задания, связанные с «проработкой страхов».
«Если ты боишься высоты — иди, прыгни с верёвкой, с парашютом, это безопасно. У нас ребята закапывались заживо, это их личная инициатива была: брали гроб, закапывали себя в лесу, их оставляли с трубкой для воздуха. Самый огромный страх — одеться в женское платье. В Европе это, наверное, было бы лайтовое задание. В реалиях России это безумно страшно. Ребята кавказской национальности чуть ли не в драку лезут. Но один раз в жизни сделать — это тебя закаляет», — говорит Машков.
Были и другие задания на нарушение социальных норм: на кассе попытаться оплатить листочками с дерева, постучаться в окошко в кабине машиниста, спросить, сколько будет стоить прокатиться. В зависимости от тренера упражнения на раскрепощение бывают разной степени неадекватности. Например, Евгений Названов говорит, что даёт ученикам задание, например, спеть песню в переходе.
«Более неадекватные задания я не использую, потому что, по мне, это не раскрепощает, а ещё сильнее закрепощает человека. У Лесли есть задание подойти к незнакомой девушке и за жопу её взять. Я смотрел видео, где она потом его сумкой, как по мне, это ещё сильнее зажимает и вгоняет в комплексы», — рассказывает Евгений.
Глава 2. Портрет пикапера. Как Денис пытался стать соблазнителем
«Был хорошим мальчиком»
Четыре года назад 29-летний Денис изо всех сил старался спасти свой брак: «Я пытался включить романтику, делать сюрпризы. У нас была проблема — мы жили комнатушке в коммуналке, и я решил, что мы погуляем по центру, а потом снимем отель. И ночью в отеле жена начинает реветь и говорит: „Блин, я не хочу. Может, ты себе пойдёшь проститутку снимешь?“ Отношения себя изжили уже тогда», — вспоминает он.
Когда «от отношений остались обугленные развалины», Денис начал читать книги по пикапу и увлёкся этой идеологией. «Я хотел быть хорошим мальчиком, хорошим мужем, угождать постоянно, а это плохая стратегия. Ты всегда будешь недостаточно хорош. Это классика. Жена меня упрекала, у меня прямо в голове звучат её слова: „Почему ты постоянно делаешь то, что я тебя прошу, но не просишь меня что-то для тебя сделать?“ В пикаперской теме пропагандируются патриархальные ценности, и я стал потихоньку задумываться: „А чего я хочу?“ Раньше жил её желаниями, и тут у меня стали появляться свои. И я такой: „О господи, а что, так можно было?“».
Когда Денис увлёкся пикапом, он понял, что разведётся. Посреди какого-то лёгкого разговора с женой сказал: «Нам нужно расстаться». «Ты пошутил, что ли?» — спросила жена, и Денис ответил: «Да. Пошутил». Но на следующий день разговор всё же состоялся, и они расстались.
Ещё до брака Денис прочитал одну из книг Лесли, пытался ходить «в поля» и хотел «поднять свою самцовость».
Денис записался на курсы пикапа, прошёл базовый, продвинутый, мастерский уровни — всего он потратил на обучение около 100 тысяч. На выходных Денис ходил в поля, а потом возвращался в комнату в коммуналке к бывшей жене: она приехала в Петербург из другого города, не могла позволить себе съёмное жильё и осталась жить с Денисом. Они спали, как и прежде, на одной постели, но уже без секса. Денис активно знакомился с девушками, хотя в сексуальном плане «всё было очень грустно». До близости дело дошло три раза.
«У меня был затык в голове: „Блин, у меня жена дома, я никого не могу привести, чё делать?“», — говорит он.
Так продолжалось около года — пока другие пикаперы не объяснили Денису, что такая забота о бывшей не согласуется с его новыми «самцовыми» убеждениями.
«На курсах был такой дядя Бегемот, здоровый мужик, предприниматель, патриарх прям. И вот мы сидим в бане, болтаем, и я обмолвился, что живу с бывшей женой. Он такой: „В смысле, живёшь с бывшей женой? Чужая женщина отнимает у тебя территорию, твои ресурсы, и ты это всё хаваешь? Сейчас же берёшь телефон и пишешь ей смску, что она съезжает. А вечером, когда возвращаешься домой, помогаешь ей собрать вещи, выставляешь чемоданчик за дверь“», — вспоминает он.
Денис так и сделал. Написал сообщение бывшей жене, вечером они поговорили. «Ну ладно. Я к подруге уеду», — сказала она, а Денис подумал: «Да ладно? То есть всё это время я решал проблемы, которые она могла решить сама, а я жил в роли хорошего мальчика?»
«Я что — твой зачёт?»
Один из случаев, когда попытка соблазнить девушку всё же увенчалась успехом, Денис называет своим самым травмирующим опытом. Это было во время прохождения мастерского курса, где для сдачи нужно пять зачётов. Каждый зачёт — секс с новой знакомой.
На тренинг Денис специально приехал из Петербурга в Москву. На сайте знакомств познакомился с девушкой, они встретились несколько раз.
«Я научился выстраивать коммуникацию с девушкой, не боюсь её трогать — задеть за плечо, подержать за руку, чтобы телесный контакт был. А что дальше делать, я не знаю. В Москве я жил у какого-то друга на окраине. Я же её туда не повезу! И вот мы сидим, уже вечер, прохладно, я думаю, надо что-то делать. И говорю: „Слушай, мы так классно проводим время, у меня есть предложение, как сделать этот вечер еще лучше. Я сейчас сниму номер. Мы заселимся, займёмся сексом и так завершим этот вечер“. И она говорит: „Классная идея, поехали“».
Всё было хорошо до того момента, как Денис не сказал, что проходит мастерский курс по соблазнению, на котором ему нужно получить пять зачётов.
«И тут её перекрыло: „Это что, я твой зачёт?“ Она начала агрессировать, её прям колбасило. А я не знал, что делать. Она ушла, я был опустошён, понял, что наломал дров, отпустил девушку в негативном состоянии. Так нельзя. И у меня в тот момент было решение прекратить тренинг. Я уже собрал все вещи и думал двинуть в сторону вокзала, и тут она мне что-то пишет в WhatsApp. Я подумал, что всё рассосалось само собой, сказал: „Спасибо за вечер, мы классно провели время, был классный секс“. И тут её снова начало захлёстывать, она стала писать: „Блядь, мне так херово, да со мной никто так никогда не поступал“».
Денис предложил встретиться, чтобы объясниться. «Во время разговора она сказала: „Да ты даже не извинился!“ И тут я упал на колени посреди подземного перехода и сказал: „Прости меня, пожалуйста!“».
«А этой теме про колени на тренингах тоже учат, что это не зазорно, цель выше средств. Если тебе нужно встать на колени, чтобы трахнуть девочку, — встань, какие проблемы. Я максимально подключил свои актёрские способности, чтобы сделать скорбящий взгляд. Но не с целью, чтобы это самое, а чтобы помочь исправить эту ситуацию. И её отпустило. Мы прогулялись, и я говорю: „Ну что, в отель?“. И мы погнали в отель», — рассказывает Денис.
Со своей нынешней девушкой Денис познакомился благодаря пикапу. Говорит, что учёл ошибки прошлого и сейчас его отношения почти идеальны.
«Мы с другом сидели дома, такие закисшие, думаем, ну чё, пойдем в поля. В Питере ребята из тусовки любят ходить в «Галерею», это ТЦ на вокзале. Решили на разгоночку 25 за 30, то есть за 30 минут тебе нужно сделать 25 подходов попросить у девушки телефон. И она была 25-й. Я подошёл так интеллигентно, взял её за руку: „Привет, у тебя такой маникюр хороший“. У неё красивый френч был, она вообще ухоженная девочка. Потом ещё что-то говорил, не помню уже. Взял у неё номер телефона, мы перекинулись парой фраз. Она такая: „Я сейчас на отдых уезжаю, на Бали, вернусь через две недели“. И я такой: „Нифига себе, заряженная такая самочка“. Как я узнал позже, она на тот момент была в отношениях, которые разваливались, и она была готова перескочить в новые. И тут я нарисовался», — рассказывает Денис.
Когда начал встречаться с девушкой, позиционировал отношения как свободные, но потом оба решили, что хотят быть только друг с другом. Так Денис завязал с пикапом.